Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Хорошевской М.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городецкой Ирины Александровны на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 декабря 2023 года по административному делу N2а-5874/2023 по административному иску прокурора Верх-Исетского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Городецкой Ирине Александровне о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю. на кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбург, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о прекращении действия права Городецкой И.А. на управление транспортными средствами, указывая на наличие у нее медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, создающих угрозу безопасности при участии в дорожном движении.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбург от 06 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 декабря 2023 года, административное исковое заявление прокурора удовлетворено, действие права на управление транспортными средствами Городецкой И.А. прекращено.
В поданной 02 июля 2024 года кассационной жалобе Городецкая И.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Прокуратурой Свердловской области направлены возражения на кассационную жалобу, согласно которых оснований для отмены судебных актов не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона N 196-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 23.1 названного закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - Перечень медицинских противопоказаний), в силу пункта 1 раздела I которого к числу таких противопоказаний относятся органические, включая симптоматические, психические расстройства, коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней F00 - F09.
В разделе II Перечня медицинских противопоказаний перечислены психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), код заболевания по МКБ-10 - F 10 - F16, F18, F19.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи, с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, 27 января 2021 года МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Городецкой И.А. выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий "В, "В1" (AS), "M" сроком действия до 27 января 2031 года.
Как следует из справки ГАУЗ СО "данные изъяты"", 13 марта 2023 года решением врачебной комиссии Городецкая И.А. взята под диспансерное наблюдение с диагнозом "данные изъяты" (код заболевания F12.1) сроком на 1 год, с режимом посещения врача психиатра-нарколога не реже 1 раза в месяц. Последнее посещение врача состоялось в апреле 2023 года. Подтвержденная лечебным учреждением ремиссия в течении 1 года у Городецкой И.А. отсутствует. Наличие "данные изъяты", и отсутствие у Городецкой И.А. стойкой подтвержденной ремиссии не менее 1 года, является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Согласно судебному заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов ГАУЗ СО " "данные изъяты"" от 04 августа 2023 года N, убедительных данных для диагностики у Городецкой И.А. в настоящее время "данные изъяты" не выявлено. Вместе с тем, у Городецкой И.А. имелось ранее и имеется в настоящее время психическое расстройство, которое входит в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, - "данные изъяты" (код по МКБ - 10 F 07.00).
Суды обеих инстанций, разрешая заявленный спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в дело доказательства, пришли к заключению о правомерности заявленных прокурором требований, поскольку выявленное у Городецкой И.А. заболевание является противопоказанием к управлению транспортными средствами, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, создает для окружающих повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за состоянием здоровья. Сведений о том, что административный истец незаконно была поставлена на диспансерный учет, материалы дела не содержат, судами таких обстоятельств не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с такими выводами судов и полагает, что они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом фактических обстоятельств по делу.
Доводы кассационной жалобы о том, что 04 октября 2023 года диагноз "данные изъяты" снят, не могут повлечь отмену правильных по существу судебных актов при достоверном установлении судебными инстанциями наличия у Городецкой И.А. заболевания, препятствующего управлению транспортными средствами.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, в случае снятия диагноза административный истец не лишена возможности повторно обратиться в установленном порядке за получением водительского удостоверения с предоставлением необходимых для этого медицинских документов.
Ссылки автора кассационной жалобы на то, что диагноз "данные изъяты", на которое ссылался прокурор в обоснование административного иска, не нашел подтверждения при рассмотрении дела и право управления транспортными средствами прекращено в связи с иным заболеванием, не свидетельствуют о нарушении судом положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о рассмотрении дела по заявленным требованиям.
Дело рассмотрено судом по заявленному предмету и основанию административного иска, которым являлось наличие медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами.
Назначение судом, исходя из фактических обстоятельств дела, судебной экспертизы по вопросу наличия психических расстройств и расстройств поведения, всесторонняя оценка полученного доказательства на предмет противопоказаний для управления транспортными средствами, установление судом обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого противопоказания и вынесение решения в соответствии с установленным по делу обстоятельством не противоречат принципу состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, задачам правильного рассмотрения и разрешения административных дел, укрепления законности (пункты 3, 4 статьи 3, пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, верно определен судом исходя из требований части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 06 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Городецкой Ирины Александровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.