Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Хорошевской М.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Файзиевой Манижы Иброхимовны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года по административному делу N2а-10377/2023 по административному иску Файзиевой Манижы Иброхимовны к УМВД России по ХМАО-Югре, УМВД России по городу Сургуту, инспектору отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сургуту Журавлевой М.А. о признании незаконным отказа в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ.
Заслушав доклад судьи Хорошевской М.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Файзиева М.И. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа инспектора отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Сургуту Журавлевой М.А. в принятии заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 19 сентября 2023 года; возложении обязанности принять и рассмотреть заявление.
В обоснование административных требований указала, что по результатам обращения Файзиевой М.И, являющейся гражданкой Республики "данные изъяты", в уполномоченный административный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, ей выдана справка об отказе в приеме документов без приведения в ней подробных мотивов принятия такого решения. В последующем административному истцу стало известно, что причиной отказа в приеме документов послужило несоответствие представленного документа об образовании требованиям материального закона.
Ссылается, что оспариваемое решение нарушает ее права и законные интересы на надлежащее рассмотрение заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, учитывая, что с ее стороны представлены все необходимые для проведения такой процедуры документы.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 30 января 2024 года в удовлетворении требований Файзиевой М.И. отказано.
В поданной 26 июня 2024 года кассационной жалобе Файзиева М.И. просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.
УМВД России по ХМАО-Югре, УМВД России по городу Сургуту на кассационную жалобу поданы возражения, согласно которым представитель просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций не допущено.
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статьи 2, подпункта 3 пункта 3 статьи 6, пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ) под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, являющемуся гражданином государства, входившего в состав СССР, и получившему профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Порядок подачи иностранным гражданином заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также перечень необходимых документов, предоставляемых таких гражданином с заявлением определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 2020 года N 407 (далее - Административный регламент).
Пункты 30, 32 Административного регламента определяют перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые иностранный гражданин, достигший возраста 18 лет, должен подать в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания. Если разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, то иностранный гражданин, дополнительно представляет документы указанные в пункте 34 Административного регламента.
Как следует из пункта 34.11 Административного регламента иностранный гражданин, являющийся гражданином государства, входившего в состав СССР, и получивший профессиональное образование в государственной образовательной организации высшего образования, государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, расположенных на территории Российской Федерации, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) представляет документ о соответствующем уровне образования и о квалификации установленного образца (диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра и приложение к нему; диплом об окончании ординатуры, диплом об окончании ассистентуры-стажировки, диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук), выданные в 1992 - 1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации, а также документ, выданный военной профессиональной образовательной организацией или военной образовательной организацией высшего образования.
В силу подпункта 45.3 пункта 45 Административного регламента одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления упомянутой государственной услуги, является отсутствие документов, представление которых предусмотрено настоящим регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента. При наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка, подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению (пункты 87 и 88 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, Файзиева М.И. является гражданкой Республики "данные изъяты".
19 сентября 2023 года административный истец обратилась в ОВМ УМВД России по г.Сургуту с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учеты квоты, на основании подпункта 10 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ).
Инспектором ОВМ УМВД России по г.Сургуту Журавлевой М.А. в этот же день Файзиевой М.И. выдана справка об отказе в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 45.3 Приказа МВД России от 08 июня 2020 года N 407 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации".
Разрешая возникший спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, исходил из того, что представленный административным истцом при обращении в УМВД России по г. Сургуту документ об образовании, не подтверждал получение Файзиевой М.И. профессионального образования в государственной образовательной организации высшего образования, в государственной профессиональной образовательной организации или государственной научной организации, как то предусмотрено пунктами 34, 34.11 Административного регламента. Представленный Файзиевой М.И. диплом выдан автономной некоммерческой образовательной организацией "Сургутский институт экономики, управления и права", которая не является государственным учреждением, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона N 273-ФЗ).
Иного документа об образовании, отвечающего вышеуказанным требованиям, административным истцом в административный орган не представлено.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, основанными на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о соответствии документа об образовании, представленного в административный орган Файзиевой М.И. установленному образцу, а также о наличии государственной аккредитации образовательных программ, не свидетельствуют о незаконности выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные кассатором обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В силу положений, предусмотренных частями 1, 4, 5, 7 статьи 22 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Основанием для выдачи оспариваемой справки явилось отсутствие у Файзиевой М.И. документа о получении профессионального образования в государственной образовательной организации или государственной научной организации, требования к чему прямо предусмотрены нормами материального закона, регулирующего спорные правоотношения.
Исходя из приведенного правового регулирования, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны правовой позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, иное толкование норм права, в связи с чем, не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Суд же кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Файзиевой Манижы Иброхимовны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.