Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горкуши Андрея Валерьевича на решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 ноября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года, вынесенные по делу N 2а-4761/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области) об установлении административного надзора в отношении Горкуши Андрея Валерьевича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Челябинской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Горкуши А.В. освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указана, что приговором мирового судьи судебного участка N 2 г. Снежинска Челябинской области от 10 августа 2023 года Горкуша А.В. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 10 месяцам лишения свободы. На основании статьи 70 УК РФ частично присоединено наказание по приговору Снежинского городского суда Челябинской области от 26 мая 2021 года (с учетом постановления Металлургического районного суда г. Челябинска от 27 октября 2022 года и постановления Копейского городского суда Челябинской области от 09 января 2023 года), окончательно к отбытию определено 1 (один) год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в приговоре от 26 мая 2021 года указано о совершении Горкуша А.В. преступления при опасном рецидиве.
В связи с чем, на основании Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Федеральный закон N 64-ФЗ) административный истец просил установить в отношении Горкуши А.В. административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета выезда за пределы муниципального округа (образования) к которому относится место жительства либо пребывания; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 ноября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично: в отношении Горкуши А.В. установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с административными ограничениями в виде: обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц; запрета выезда за пределы территории Челябинской области; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22:00 до 06:00 часов.
Срок административного надзора определено исчислять поднадзорному лицу с момента постановки на учет в отделе МВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 09 апреля 2024 года, Горкуша А.В, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и установленные ими ограничения, указывает о назначении ему повторного наказания за совершенное преступление путем установления административного надзора.
Прокуратурой Челябинской области поданы возражения на доводы кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ)
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в абзаце втором пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Из материалов дела следует и установлено судами, 26 мая 2021 года Горкуша А.В. осужден по приговору Снежинского городского суда Челябинской области по пункту "г" части 2 статьи 161 УК РФ в 3 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В приговоре имеется указание о совершении Горкуша А.В. преступления при опасном рецидиве преступлений с учетом совершения им ранее тяжких преступлений и осуждения его к реальному лишению свободы.
Деяние, совершенное Горкушей А.В, квалифицированно как преступление, предусмотренное "данные изъяты" "данные изъяты", судимость за совершение которого относится к категории тяжких преступлений и погашается в соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 УК РФ через 8 лет после отбытия наказания.
Постановлением Металлургического районного суда г. Челябинска от 27 октября 2022 года неотбытая часть наказания заменена на 1 год 4 месяца 19 дней принудительных работ.
Постановлением Копейского городского суда Челябинской области от 09 января 2023 года принудительные работы заменены на 1 год 2 месяца 7 дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором мирового судьи судебного участка N 2 г. Снежинска Челябинской области от 10 августа 2023 года Горкуша А.В. осужден по "данные изъяты", в соответствии со статьей 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытого наказания по приговору Снежинского городского суда Челябинской области от 26 мая 2021 года к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Поводом для обращения административного истца в суд послужили обстоятельства, вызванные тем, что срок отбытия наказания назначенного 10 августа 2023 года мировым судьей судебного участка N 2 г. Снежинска административному ответчику истекает 29 марта 2024 года, однако он имеет неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление, совершенное в условиях опасного рецидива по приговору Снежинского городского суда Челябинской области от 26 мая 2021 года.
В силу приведенных правовых норм и с учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 3 и пунктом 2 части 1 статьи 5 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Горкуши А.В, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, на срок 8 (восемь) лет.
Установленные судами ограничения не носят произвольного характера, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора о предупреждении совершения Горкуша А.В. преступлений и иных правонарушений, оказании на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, семейных, трудовых прав не нарушают.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами, изложенными в судебных актах, находит их мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Их оценка, изложенная в судебном акте, является правильной. Оснований для иных выводов при рассмотрении дела в кассационном порядке не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административный ответчик осужден за совершение тяжкого преступления, совершенное в условиях опасного рецидива, судимость за которое не снята и не погашена, следовательно, при освобождении по отбытию наказания в отношении Горкуши А.В. обоснованно установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 ноября 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горкуши Андрея Валерьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 мая 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.