Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2384/2023 по иску Масленникова Станислава Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, произвести перерасчет размера пенсии, по кассационным жалобам Масленникова Станислава Викторовича, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 марта 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Масленников С.В. обратился с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОСФР по Свердловской области), в котором просил обязать ответчика назначать страховую пенсию с 14 декабря 2020 г. и произвести перерасчет пенсии (л.д. 4-6).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области ему назначена страховая пенсия по старости с 25 марта 2021 г. по льготному Списку N 1. Управлением было принято решение об обнаружении ошибки и принята во внимание дата подачи его заявления о назначении пенсии 25 марта 2021 г. При назначении пенсии к зачету был принят необходимый специальный стаж 7 лет 5 месяцев 13 дней. Первоначально с заявлением о назначении пенсии он обратился 19 июля 2018 г, на что получил отказ в связи с обращением ранее установленного срока. 14 декабря 2020 г. он вновь обратился за назначением пенсии, на что получил аналогичный отказ. Считал, что право на назначение пенсии по льготному списку у истца возникло на момент подачи заявления 14 декабря 2020 г. На вышеуказанную дату он достиг возраста "данные изъяты" года. Имел специальный стаж 7 лет 5 мес. 13 дней. Общий страховой стаж составляет 30 лет 5 мес. 13 дней.
В последующем истец уточнил заявленные требования в части даты назначения пенсии, просил обязать ответчика назначить ему пенсию с момента возникновения права на ее и произвести перерасчет размера пенсии с мая 2020 г. (л.д. 185-187).
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 30 ноября 2023 г. исковые требования Масленникова С.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 марта 2024 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Масленникова С.В. удовлетворены частично. На ОСФР по Свердловской области возложена обязанность произвести Масленникову С.В. перерасчет страховой пенсии с 14 декабря 2020 г. с момента возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом заявления о назначении пенсии от 14 декабря 2020 г. В удовлетворении требований Масленникова С.В. о назначении страховой пенсии отказано.
В кассационной жалобе истец Масленников С.В. просит изменить апелляционное определение, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в письме Пенсионного фонда Российской Федерации N М-9911-16-64/12687-22 от 10 июня 2022 г. указано, что право выхода на пенсию возникло у него в возрасте 53 года, то есть 3 мая 2020 г, а не с 14 декабря 2020 г, как указано в апелляционном определении, поскольку суд апелляционной инстанции установилнарушения, допущенные пенсионным органом при рассмотрении его заявлений о назначении пенсии, которые привели к несвоевременному назначению досрочной страховой пенсии.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Свердловской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части удовлетворения исковых требований о возложении на ОСФР по Свердловской области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с 14 декабря 2020 г. с момента возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом заявления о назначении пенсии от 14 декабря 2020 г, как незаконного, принятого с нарушениями норм материального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований истца в связи с тем, что на дату обращения 19 июля 2018 г. и 14 декабря 2020 г. в распоряжении пенсионного органа имелись сведения, подтверждающие право истца на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 Указывает, что спорный период работы истца на Нижнетагильском металлургическом комбинате с 30 декабря 1992 г. по 16 апреля 1997 г. имел место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К) представляло само предприятие АО ЕВРАЗ НТМК в 2004 г. без кода особых условий труда, что подтверждается формой СЗВ-К от 7 июня 2004 г.
9 марта 2022 г. в результате промежуточной проверки документов истца в связи с поступлением уточняющей справки работодателя, подтверждающей работу истца по Списку N 1, ОПФР по Свердловской области был откорректирован индивидуальный лицевой счет истца за период с 30 декабря 1992 г. по 16 апреля 1997 г, проставлен код ЗП12А-1030300А-1753А. соответствующий Списку N 1, что подтверждается решением ОПФР по Свердловской области о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, а также формой СЗВ-К2 от 9 марта 2022 г. Сведения о внесении уточнений (дополнений) ОПФР по Свердловской области 9 марта 2022 г. в индивидуальный лицевой счет истца также содержатся в выписке из индивидуального лицевого счета истца (раздел 1.1.), имеющейся в материалах гражданского дела.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции выписку СЗИ-НВП истца исследовал не в полном объеме, проигнорировав сведения о том, что корректировка сведений персонифицированного учета истца за спорный период была произведена только в 2022 г.
В представленной истцом трудовой книжке период работы с 19 ноября 1990 г. по 16 апреля 1997 г. электромонтером в цехе прокатки широкополочных балок отражен без каких-либо уточнений работы на горячем участке.
По состоянию на 14 декабря 2020 г. в распоряжении ОПФР по Свердловской области отсутствовали сведения, подтверждающие право истца па льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 в спорный период.
Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что пенсионный орган должен был самостоятельно истребовать документы о работе истца по Списку N 1, поскольку часть 8.1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" введена в действие только Федеральным законом от 20 мая 2021 г. N 153-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2022 г. и, соответственно, на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии (19 июля 2018 г, 14 декабря 2020 г.) не существовала.
Самостоятельно какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Масленников С.В. в ОПФР по Свердловской области не предоставлял.
Считает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что согласно части 1.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. 14 декабря 2020 г. Масленников С.В. обращался с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, а не страховой, какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предоставлял.
Полагает, что судом апелляционной инстанции на ОСФР ошибочно возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии истца с 14 декабря 2020 г. при том, что Масленников С.В. является получателем пенсии с 13 марта 2021 г, то есть судом постановлено произвести перерасчет пенсии ранее даты ее назначения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами, 19 июля 2018 г. истец Масленников С.В. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - УПФР) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Возраст истца на дату подачи заявления составлял "данные изъяты" год. Какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцом не предоставлялись.
1 августа 2018 г. УПФР было принято решение об отказе в установлении пенсии N "данные изъяты" в связи с обращением за назначением страховой пенсии по старости ранее установленного срока (достижения 60 лет).
14 декабря 2020 г. Масленников С.В. обратился в УПФР с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Возраст заявителя на дату подачи заявления составлял "данные изъяты" года. Какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцом также не предоставлялись.
25 декабря 2020 г. УПФР принято решение об отказе в установлении пенсии N "данные изъяты" в связи с обращением за назначением социальной пенсии по старости ранее установленного срока (достижения 70 лет).
13 и 25 марта 2021 г. Масленников С.В. обращался с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Возраст заявителя на дату подачи заявлений составлял 53 года. Какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцом не предоставлялись.
25 марта 2021 г. и 6 апреля 2021 г. УПФР приняты решения об отказе в установлении пенсии N 244897/21 и N 297524/21 в связи с обращениями за назначением страховой пенсии по старости ранее установленного срока (достижения 65 лет).
28 декабря 2020 г. истец обратился для проведения заблаговременной работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Список N 2).
Согласно записям в трудовой книжке от 19 февраля 1985 г. AT-IV N 4774325, представленной Масленниковым С.В. при подаче документов на проведение заблаговременной работы, периоды работы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" усматриваются только по периодам работы с 12 июня 1985 г. по 24 августа 1985 г. (02 месяца 13 дней) в Лебяжинском рудоуправлении ГУ НТМК шахта Эксплуатационная электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования с полным рабочим днем в шахте, с 31 марта 1986 г. по 17 апреля 1986 г. (17 дней) в НТ ШСУ 1 трест Востокшахтопроходка шахта Магнетитовая БИС электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования с полным рабочим днем в шахте и с 29 июня 1989 г. по 2 ноября 1990 г. (1 год 4 месяца 4 дня) в НТ ШСУ 1 трест Востокшахтопроходка шахта Эксплуатационная электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования с полным рабочим днем в шахте, что суммарно составляет 1 год 7 месяцев 4 дня работы по Списку N 1.
При проведении заблаговременной работы по Списку N 2 специалистами ПФР был сделан запрос уточняющей справки на предприятие за период работы с 19 ноября 1990 г. по 16 апреля 1997 г.
29 марта 2021 г. (после вынесения решения об отказе в установлении пенсии) от страхователя поступила уточняющая справка от 25 марта 2021 г. N ФО НТМК/857, в которой предприятие подтвердило занятость истца с 30 декабря 1992 г. по 16 апреля 1997 г. на ремонте и обслуживании электрооборудования в местах его установки на участке по ремонту электрооборудования стана действующего прокатного производства, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 на основании распоряжения о закреплении за оборудованием от 30 декабря 1992 г. N133а.
В 2022 г. в результате промежуточной проверки документов истца по Списку N 2 ОПФР по Свердловской области в связи с поступлением указанной уточняющей справки НТМК (29 марта 2021 г.), подтверждающей работу по Списку N 1, 24 июня 2022 г. было принято решение об обнаружении ошибки, истцу была назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 марта 2021 г. (с даты подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1, 3, 6, 21, 23, 28, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, пункт 109 Положения о порядке назначении и выплате государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, пришел к выводу, что досрочная страховая пенсия истцу назначена пенсионным органом с 13 марта 2021 г. правомерно, оснований полагать о наступлении права истца на пенсию с 3 мая 2020 г. не имеется, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
При этом суд исходил из того, что на 3 мая 2020 г. у пенсионного органа отсутствовали сведения, подтверждающие право истца на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1. Истец с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не обращался, какие-либо документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предоставлял. Период работы с 19 ноября 1990 г. по 16 апреля 1997 г. электромонтером в цехе прокатки широкополочных балок в трудовой книжке истца отражен без каких-либо уточнений работы на горячем участке. Указанная в трудовой книжке профессия соответствует Списку N 2. Какие-либо сведения о переводах истца в спорный период в трудовой книжке отсутствуют. В выписке из индивидуального лицевого счета период работы до даты регистрации был отражен без кода особых условий труда. Период службы в составе Сооруженных Сил СССР может быть учтен в стаж на соответствующих видах работ не более, чем 1 год 7 месяцев 4 дня. По трудовой книжке отражен стаж работы истца по Списку N 1, который с учетом службы в армии составляет 3 года 2 месяца 8 дней, что не дает истцу право на льготное пенсионное обеспечение.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о возложении на ОСФР по Свердловской области обязанности произвести Масленникову С.В. перерасчет страховой пенсии с 14 декабря 2020 г. - с момента возникновения права на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом заявления о назначении пенсии от 14 декабря 2020 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату обращения в пенсионный орган 19 июля 2018 г. и 14 декабря 2020 г. сведения, подтверждающие право истца на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, у ответчика имелись, поскольку были отражены на индивидуальном лицевом счете истца. Вместе с тем, никаких разъяснений по предоставлению дополнительных документов по заявлению от 19 июля 2018 г. истцу дано не было, необходимые документы ответчик самостоятельно не запрашивал. 14 декабря 2020 г. истец также обращался к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в электронном виде. Принимая решение об отказе в назначении пенсии, ответчик не выяснил истинную волю заявителя относительно вида требуемой к назначению пенсии, не разъяснил порядок назначения страховой пенсии по старости, самостоятельно не истребовал документы о работе истца, в том числе по Списку N 1, не разъяснил истцу право на предоставление дополнительных документов для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 1.
Установив, что решение о назначении пенсии, хоть и позднее, ответчиком принято, указана неверно лишь дата ее назначения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о назначении страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о невыполнении пенсионным органом обязанности проинформировать истца о его пенсионных правах, о том, какие документы необходимо представить дополнительно для подтверждения работы по Списку N 1, о дате возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости в случае подтверждения условий труда, самостоятельно данные документы не запросил, что привело к назначению истцу пенсии позднее, чем у него данное право возникло.
Доводы кассационной жалобы ОСФР по Свердловской области о том, что у пенсионного органа в спорный период не было необходимых документов и обязанности их истребовать, так как часть 8.1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" введена в действие Федеральным законом от 20 мая 2021 г. N 153-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2022 г, соответственно, на дату обращения истца с заявлениями о назначении пенсии (19 июля 2018 г, 14 декабря 2020 г.) не существовала, правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, поскольку обязанность пенсионного органа разъяснять гражданам их пенсионные права, уведомлять о необходимости представить дополнительные документы, самостоятельно истребовать документы в архивных учреждениях, работодателей, была предусмотрена действовавшими на 19 июля 2018 г, нормативными актами.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на дату первого обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (19 июля 2018 г.), достижения Масленниковым С.В. возраста 53 лет (3 мая 2020 г.) и до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ действовал на дату первого обращения истца в пенсионный орган и утратил силу 24 февраля 2019 г.).
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N 3 к Административному регламенту).
В пункте 7 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги, о месте размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение N 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Как следует из материалов дела, ОСФР по Свердловской области не представлено в материалы дела доказательств того, что пенсионным органом выполнены возложенные на него обязанности. В отказном пенсионном деле за 2018 г. имеется только заявление истца о назначении ему пенсии от 19 июля 2018 г, уведомление о его принятии, решение об отказе в назначении пенсии, в котором не содержится сведений о трудовой деятельности истца, в назначении пенсии отказано только в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста 60 лет. Права истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсионным органом не оценивались. Распечатки сведений индивидуального лицевого счета истца на дату данного обращения, уведомление о необходимости представить недостающие документы, о запросах, сделанных пенсионным органом самостоятельно, в деле не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что заслуживают внимания доводы кассационной жалобы ОСФР по Свердловской области о необоснованности вывода суда апелляционной инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии истца с даты, ранее ее назначения, а также доводы кассационной жалобы Масленникова С.В. о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в удовлетворения заявленного им требования о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию с даты возникновения права - с 3 мая 2020 г, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 названного кодекса выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 37 и 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в абзаце первом пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16, по смыслу части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применяются, в частности, правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о принятии решения суда (части 1, 2 статьи 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), правила о составлении мотивированного решения суда (части 1, 2 статьи 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом (главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) для производства в суде апелляционной инстанции.
Приведенным требованиям процессуального закона в части вышеуказанных выводов апелляционное определение не соответствует, поскольку они являются противоречивыми и не соответствуют положениям части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Защита нарушенного права гражданина в случае несвоевременного назначения пенсии возможна по выбору истца путем подачи иска к пенсионному органу с требованием о возмещении убытков в размере неполученной пенсии либо с требованием о возложении на пенсионный орган обязанность назначить пенсию с более ранней даты, что влечет для пенсионного органа обязанность доплатить пенсию за соответствующий период.
Масленников С.В. выбрал второй вариант защиты нарушенного права. Уточнив заявленные требования, он просил суд обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с 3 мая 2020 г. (дата достижения им возраста 53 лет), произвести перерасчет размера пенсии, то есть выплатить ему недоплаченную за период с 3 мая 2020 г. по 13 марта 2021 г. пенсию, указывая, что он несвоевременно обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по вине пенсионного органа.
Отказывая истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 3 мая 2020 г, суд апелляционной инстанции не дал надлежащую оценку заслуживающим внимания доводам истца, хотя и установилнеправомерное бездействие пенсионного органа при рассмотрении заявления Масленникова С.В. от 19 июля 2018 г.
Не учел, что при проведении в 2018 г. той работы, которую пенсионный орган произвел в декабре 2020 г. - январе 2021 г, и по ее результатам назначил истцу досрочную страховую пенсию по старости с 13 марта 2013 г, разъяснении истцу, что при имеющемся у него стаже работы по Списку N 1 он имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по достижению возраста 53 лет (3 мая 2020 г.), истец мог бы реализовать свое право на пенсию своевременно, обратившись в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Придя к выводу, что пенсионный орган не выполнил возложенную на него обязанность разъяснить истцу его пенсионные права при первоначальном обращении в пенсионный орган 19 июля 2018 г, суд апелляционной инстанции, не применил положения части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в совокупности с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которой предусмотрено, что страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из апелляционного определения следует, что суд апелляционной инстанции, ошибочно истолковав нормы пенсионного законодательства, признал датой возникновения у истца права на пенсию дату подачи им заявления от 14 декабря 2020 г.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применительно к рассматриваемому спору датой возникновения у Масленникова С.В. права на пенсию будет дата, когда он достиг указанной нормой возраста при наличии у него соответствующего страхового и специального стажа.
Вопреки ошибочному выводу суда апелляционной инстанции, из смысла статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что дата назначения пенсии и дата возникновения у гражданина права на пенсию, не являются равнозначными понятиями. Дата назначения пенсии может не совпадать с датой возникновения права на пенсию, например, в том случае, если гражданин обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии несвоевременно в отсутствие при этом вины пенсионного органа. В таком случае пенсия назначается с даты подачи соответствующего заявления. Если гражданин обратился с заявлением до того, как у него возникло право на пенсию (например, до достижения необходимого возраста), пенсия назначается с даты достижения возраста, дающего право на пенсию.
Как следует из материалов дела, представителем ОСФР по Свердловской области представлена в суд информация о пенсионном обеспечении Масленникова С.В, из которой следует, что истец имеет страховой стаж 29 лет 4 месяца 16 дней, ИПК - 82, 986, специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - 7 лет 5 месяцев 13 дней, что дает ему право на досрочную страховую пенсию по данному основанию при достижении возраста 53 лет (с 3 мая 2020 г.), что подтверждается и иными имеющимися в деле доказательствами (л.д. 18-19).
Суд апелляционной инстанции, отказывая истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности назначить ему пенсию с 3 мая 2020 г, и обязывая пенсионный орган произвести перерасчет размера пенсии истца с даты до ее назначения (с 14 декабря 2020 г.), вышеуказанным доказательствам оценки не дал, дату, с которой у истца возникло право на назначение пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установилпри неверном толковании и применении норм пенсионного законодательства, ошибочно исходил из того, что оснований для удовлетворения требования о назначении пенсии с более ранней даты у суда не имеется, поскольку истцу на момент рассмотрения спора пенсия назначена, а защита нарушенного права возможна только путем перерасчета размера пенсии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые не могут быть устранены без отмены апелляционного определения с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 5 марта 2024 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.