Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Грудновой А.В., рассмотрев единолично кассационную жалобу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 на решение мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года, вынесенные по гражданскому делу N2-1881/2023 по иску территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 к Ивановой Кристине Владимировне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 (далее - Управление социальной политики N7) обратился в суд с иском к Ивановой К.В. о взыскании излишне полученной ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере 14 623 руб.
В обоснование исковых требований указал, что по заявлению от 01 февраля 2022 года Ивановой К.В. была назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка, "данные изъяты" года рождения, в соответствии с пунктом 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области N 100-ОЗ от 20 ноября 2009 года "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", на срок по 31 января 2023 года (по день достижения ребенком возраста трех лет). Законом Свердловской области от 03 ноября 2022 N 127-ОЗ "О внесении изменений в главу 4 Областного закона "О защите прав ребенка" и статью 2 Закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" данная выплата исключена из Закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" и передана в Закон Свердловской области "О защите прав ребенка". Статьей 22-2 данного Закона для нуждающихся в социальной поддержке семей в связи с рождением (усыновлением) после 31 июля 2019 третьего ребенка или последующих детей устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей.
Законом Свердловской области от 20 декабря 2022 года N149-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О защите прав ребенка" и статью 2 Закона Свердловской области "О ежемесячном пособии на ребенка" постановлено внести в Закон Свердловской области от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка" следующие изменения: "2) часть 1 статьи 22-2 после слов "после 31 июля 2019 года" дополнить словами "но не позднее 31 декабря 2022 года"; в статью 22-2 после части 2 дополнить частью следующего содержания: "Мера социальной поддержки, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет или до назначения на этого ребенка ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка". Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" утвержден Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка и последующих детей ежемесячной денежной выплаты. В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 Порядка, Управление социальной политики принимает решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка. Поскольку в Управление социальной политики N 7 поступила информация о назначении с 01 января 2023 года Ивановой К.В. ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка "данные изъяты", распоряжением N 14 от 03 февраля 2023 года в отношении Ивановой К.В. с 01 января 2023 года прекращена ежемесячная денежная выплата. В связи с тем, что Социальным фондом России ежемесячное пособие назначено Ивановой К.В. с 01 января 2023 года, а информация поступила только в феврале 2023 года и последней ежемесячная денежная выплата за январь уже была выплачена, образовалась переплата в размере 14 623 руб, которую добровольно возместить ответчик не желает.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года, территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N7 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N7 ставит вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционного определения Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года, как незаконных. В доводах кассационной жалобы ссылается на наличие оснований для взыскания с ответчика излишне перечисленной ежемесячной денежной выплаты за январь 2023 года в размере 14 623 руб, поскольку указанная выплата истцу с 01 января 2023 года прекращена.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, возражения в установленный срок не поступили.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании пункта 1-1 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" Ивановой К.В. по заявлению от 01 февраля 2022 Управлением социальной политики N 7 назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка - "данные изъяты" года рождения, выплата назначена на срок по 31 января 2023 года (по день достижения ребенком возраста трех лет).
По заявлению от 05 января 2023 года, поступившему через единый портал государственных и муниципальных услуг, установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении детей: "данные изъяты" в размере 14 623 руб. на каждого ребенка в период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
03 февраля 2023 года в Управление социальной политики N 7 поступила информация о назначении в феврале 2023 года Ивановой К.В. с 01 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на "данные изъяты".
Распоряжением N 14 от 03 февраля 2023 года Ивановой К.В. с 01 января 2023 года прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на "данные изъяты".
Решением N 07-23/1 от 13 марта 2023 года установлена сумма переплаты социальной выплаты Ивановой К.В. в размере 14 623 руб. за январь 2023 года.
30 марта 2023 года Ивановой К.В. направлено досудебное уведомление об образовавшейся переплате с предложением возместить излишне полученные денежные средства в течение 10 дней с момента получения досудебного уведомления, которое последней добровольно не исполнено, что стало причиной обращения в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N28-ОЗ "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты", с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N 10-П, исходил из отсутствия неправомерных действий Ивановой К.В, направленных на необоснованное получение ежемесячной денежной выплаты.
Проверяя законность и обоснованность решения мирового судьи, районный суд согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N28-03 "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты" Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях: назначение ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата.
Пунктом 20 указанного постановления предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке.
Между тем, как верно указано судами, доказательств того, что в действиях Ивановой К.В. имеется недобросовестность, злоупотребление правом, направленные на неосновательное обогащение, на получение спорной выплаты при отсутствии права, истцом не представлено. Вопреки доводам кассационной жалобы, истцом не представлено доказательств разъяснения ответчику, что назначение Социальным фондом России ежемесячного пособия в отношении "данные изъяты". относится к обстоятельствам, наступление которых влечет прекращение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка.
Верно установив фактические обстоятельства дела, оценив поведение каждой из сторон, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Ивановой К.В. недобросовестности, что в силу положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании неосновательного обогащения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы уже являлись предметом исследования и оценки судов и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы мирового судьи и районного суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 года и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 - без удовлетворения.
Судья А.В. Груднова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.