Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Карповой О.Н., рассмотрев единолично кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 на решение мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 г., вынесенные по гражданскому делу N 2-1883/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 к Подшиваловой Лидии Сергеевне о взыскании излишне выплаченной денежной выплаты в связи с рождением ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики N 7 (далее - Управление социальной политики N 7) обратился с иском к Подшиваловой Л.С, в котором просил взыскать с ответчика излишне выплаченную ежемесячную денежную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей за январь 2023 г. в размере 14 623 руб. (л.д. 3-4).
В обоснование заявленных требований представитель истца ссылался на то, что Подшиваловой Л.С. в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей на ребенка "данные изъяты" 2022 г..рождения, по ее заявлению от 29 августа 2022 г..назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 г..N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области". Законом Свердловской области от 3 ноября 2022 г..N 127-ОЗ "О внесении изменений в главу 4 Областного закона "О защите прав ребенка" и статью 2 закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" положения о данная выплате исключены из Закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" и внесены в Областной закон "О защите прав ребенка". Статьей 22-2 Закона Свердловской области от 23 октября 1995 г..N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", в редакции, действовавшей на тот момент, было указано, что для нуждающихся в социальной поддержке семей в связи с рождением (усыновлением) после 31 июля 2019 г..третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей. Мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящей статьи, предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим двукратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленную в Свердловской области на дату обращения за назначением этой меры социальной поддержки.
Законом Свердловской области от 20 декабря 2022 г..N 149-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О защите прав ребенка" и статью 2 Закона Свердловской области "О ежемесячном пособии на ребенка" постановлено внести в Областной закон от 23 октября 1995 г..N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" изменения о том, что мера социальной поддержки, указанная в части первой статьи 22-2, предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет или до назначения на этого ребенка ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Порядок предоставления меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г..N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 г..N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты" утвержден Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты. Подпунктом 10 пункта 18 данного Порядка установлено, что управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата. С 1 января 2023 г..Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации Подшиваловой Л.С. назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка "данные изъяты" 2022 г..рождения. О данном факте Управлению социальной политики N 7 стало известно 2 февраля 2023 г..Распоряжением от 9 марта 2023 г..принято решение о прекращении ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2023 г, в результате чего образовалась переплата.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований Управления социальной политики N 7 отказано.
В кассационной жалобе Управление социальной политики N 7 просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по заявлению Подшиваловой Л.С. от 29 августа 2022 г. Управлением социальной политики N 7 назначена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка "данные изъяты" 2022 г. рождения, выплата назначена на срок по 26 июня 2025 г. (по день достижения ребенком возраста трех лет).
По заявлению от 22 января 2023 г. установлено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении детей: "данные изъяты" 2013 г. рождения, "данные изъяты" 2015 г. рождения, "данные изъяты" 2022 г. рождения, в размере 14 623 руб. на каждого ребенка в период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г.
2 февраля 2023 г. в Управление социальной политики N 7 поступила информация о назначении в январе 2023 г. Подшиваловой Л.С. с 1 января 2023 г. ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на "данные изъяты" 2022 г. рождения.
Распоряжением от 9 марта 2023 г. Подшиваловой Л.С. с 1 января 2023 г. прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка на "данные изъяты"
Решением N 07-36/1 от 13 марта 2023 г. установлена сумма переплаты социальной выплаты Подшиваловой Л.С. в размере 14 623 руб. за январь 2023 г.
30 марта 2023 г. Подшиваловой Л.С. было направлено досудебное уведомление об образовавшейся переплате с предложением возместить излишне полученные денежные средства в течение 10 дней с момента получения досудебного уведомления.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области", Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 областного закона от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", исходил из того, что оснований для взыскания спорной выплаты с ответчика не имеется, поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия со стороны Подшиваловой Л.С. недобросовестности при ее получении.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно части 2 статьи 19 указанного Федерального закона излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", положениями части 2 статьи 1 которого предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
К таким дополнительным мерам государственной поддержки многодетной семье на территории Свердловской области относятся:
ежемесячное пособие на ребенка, назначаемое на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 г. N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка";
ежемесячная денежная выплата многодетной семье, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или более несовершеннолетних детей, назначаемая на основании статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 г. N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области".
Законом Свердловской области от 3 ноября 2022 г. N 127-ОЗ "О внесении изменений в главу 4 Областного закона "О защите прав ребенка" и статью 2 закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" положения о данной выплате исключены из Закона Свердловской области "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" и внесены в Областной закон "О защите прав ребенка".
Законом Свердловской области от 20 декабря 2022 г. N 149-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О защите прав ребенка" и статью 2 Закона Свердловской области "О ежемесячном пособии на ребенка" в Областной закон от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" внесены следующие изменения: статья 22-2 дополнена третьей частью о том, что мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящей статьи, предоставляется до достижения ребенком возраста трех лет или до назначения на этого ребенка ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 г. N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты" утвержден Порядок предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты.
Подпунктом 10 пункта 18 Порядка предусмотрено, что управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата. Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства.
Пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 1).
Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 2).
Вышеуказанные положения введены в Порядок постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 г. N 125-ПП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
При рассмотрении настоящего гражданского дела по иску Управления социальной политики N 7 о взыскании с Подшиваловой Л.С. излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты за январь 2023 г. в размере 14 623 руб. суды вышеприведенные правовые нормы применили правильно.
Установив отсутствие недобросовестности ответчика при получении спорной выплаты, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления социальной политики N 7.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вопреки доводам жалобы, судами правомерно обращено внимание на то обстоятельство, что на момент назначения пособия все документы, представленные ответчиком, соответствовали действительности, были достоверны, основания для назначения пособия имелись. Доказательств того, что в действиях ответчика усматривается недобросовестность, злоупотребление правом, направленном на неосновательное обогащение, а также о наличии счетной ошибки, истцом не представлено. Кроме того, Управлением социальной политики N 7 Подшиваловой Л.С. не представлено доказательств тому, что ответчику было разъяснено, что назначение ОСФР по Свердловской области ежемесячного пособия в отношении "данные изъяты" относится к обстоятельствам, наступление которых влечет прекращение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 г..третьего ребенка, и об обязанности сообщать о назначении пособия в орган социальной защиты. Обращение за единым пособием носит заявительный характер. В заявлении о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка указано, что в случае назначения ежемесячного пособия, право на получение ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, будет утрачено. При этом форма заявления не предусматривает обязанность заявителя информировать соответствующий территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о получении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальные органы) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о назначении ежемесячного пособия передает в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г..N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", или ежемесячной денежной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г..N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г..), информацию о назначении ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, на основании заключенного соглашения об информационном взаимодействии.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского судебного района Свердловской области от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение Тавдинского районного суда Свердловской области от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 - без удовлетворения.
Судья Карпова О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.