Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Чернецовой С.М, Вдовиченко И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании, посредством видеоконференц-связи, гражданское дело N 2-1138/2024 по иску Черневецкой Алены Игоревны к управлению жилищных отношений администрации города Перми, Министерству строительства Пермского края о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности, по кассационной жалобе Черневецкой Алены Игоревны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 мая 2024 года.
Заслушав объяснения представителя Черневецкой А.И. - Трофимова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черневецкая А.И. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Министерству строительства Пермского края о признании незаконным распоряжения Управления жилищных отношений администрации г. Перми N 433 от 05 марта 2021 года, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности предоставить жилое помещение в пределах г. Перми.
В обоснование заявленных требований указывала, что 03 декабря 2020 года обратилась в Управление жилищных отношении администрации г. Перми с заявлением о включении в список на получение жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении. 05 марта 2021 года поступил отказ о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением предельного возраста 23 года. Истец с 2005 года по 2007 год являлась воспитанником Детского дома N 3 для детей-сирот г. Перми. С 2007 по 2010 обучалась в КГА ОУ СПО "Краевой колледж предпринимательства". На данный момент проживает по адресу: "данные изъяты" в 3-х комнатной коммунальной квартире. На долю истца приходится 11, 9 кв.м, что менее учетной нормы на одного человека. Истец достигла 14-летнего возраста в 2005 году, в данном возрасте законным представителем и уполномоченным по правам детей сирот являлся орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей администрации г. Перми, однако заявление органом подано не было. После достижения 23-х летнего возраста истец узнала, что обладает законным правом обеспечения жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 мая 2024 года иск Черневецкой А.И. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Черневецкой А.И. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, как незаконных.В обоснование жалобы указывает, что ею представлены доказательства уважительности причин пропуска срока для подачи заявления.
В возражениях Министерство строительства Пермского края просит рассмотреть дело в свое отсутствие и оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии установленных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Черневецкая А.И. "данные изъяты" 1991 года "данные изъяты", отцом является "данные изъяты", матерью - "данные изъяты"
Заочным решением Ленинского районного суда г. Перми от 09 марта 2005 года "данные изъяты" лишена родительских прав в отношении истца, умерла 07 июня 2005 года, "данные изъяты". умер 03 сентября 1996 года.
Согласно справке государственного краевого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N3" г. Перми Черневецкая А.И. действительно являлась воспитанником детского дома N 3 и находилась на полном государственном обеспечении с 30 августа 2005 года.
Право Черневецкой А.И. на получение жилья возникло с 23 мая 2009 года, однако названное право истцом не реализовано.
С заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан и лиц, которые относились к данной категории граждан и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, истец обратилась 03 декабря 2020 года - в возрасте 29 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 Закона N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для постановки на учет в качестве нуждающегося.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Черневецкой А.И. требований о признании незаконным приказа о невключении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением и возложении на ответчиков обязанности по включению ее в названный список и по предоставлению специализированного жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из пропуска истицей срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих либо объективно исключающих возможность своевременного обращения истца с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1).
В силу пункта 9 статьи 8 данного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм права следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане, не состоявшие до указанного возраста на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждено материалами дела, Черневецкая А.И. обратилась с заявлением о включении его в список 3 декабря 2020 года, в возрасте 29 лет.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации о порядке толкования и применения положений вышеприведенного федерального законодательства, касающегося реализацией лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, права на обеспечение жилым помещением, отраженного в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, реализация данного права указанной категорией граждан, не включенными в соответствующий список до достижения ими возраста 23 лет, как имеет место в случае с Черневецкой А.И, возможно лишь при условии доказанности наличия такого права на включение в список и уважительных причин, по которым данные лица до достижения ими возраста 23 лет не были поставлены на такой учет.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об уважительности причин пропуска срока повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Отклоняя аналогичные доводы жалобы об уважительности причин пропуска срока, суды двух инстанций, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришли к выводу об отсутствии представленных истицей доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно исключающих либо носящих уважительный характер и препятствовавших осуществлению в период по достижению совершеннолетнего возраста, когда ей исполнилось 18 лет и до 23.05.2014 года, когда ей исполнилось 23 года.
Черневецкая А.И. с 23.05.2009 года по 23.05.2014 года, являлась полностью дееспособной, была социально активна, препятствий к подаче заявления и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье до достижения ей возраста 23 лет, не имела.
Довод заявителя о том, что впервые в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье она обратилась в возрасте 22-х лет, ничем не подтвержден.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не может являться основанием для отмены судебных актов, поскольку в указанном деле оценивались иные обстоятельства.
С учетом вышеприведенных правовых норм, доводы заявителя о том, что действующим законодательством не поставлено в зависимость обеспечение ее, как лица, оставшегося без попечения родителей, от достижения им возраста 23 лет, а также от причин не обращения в уполномоченный орган до указанного возраста, основаны на неверном понимании действующего законодательства, а поэтому подлежат отклонению, как несостоятельные.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям статей 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 14 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черневецкой Алены Игоревны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.