Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина Владимира Ивановича к акционерному обществу "Газпром газораспределение Курган" о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Щукина Владимира Ивановича на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Щукин В.И. обратился в суд с иском к АО "Газпром газораспределение Курган" о признании незаконным отказа ответчика от 22 сентября 2023 г. в заключении договора на подключение к сетям газораспределения без использования средств граждан и возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор на подключение к сетям газораспределения без использования средств граждан.
В обоснование исковых требований указал, что вместе со своей семьей проживает в принадлежащем им на праве собственности жилом помещении по адресу: "данные изъяты". В 2023 г. обратился в АО "Газпром газораспределение Курган" с заявкой на заключение договора о подключении к сетям газораспределения в рамках догазификации, но получил отказ со ссылкой на то, что принадлежащее ему жилое помещение не подпадает под действие Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547. Считает отказ ответчика незаконным, так как занимаемая квартира расположена в двухквартирном доме, но фактически отделена от соседней квартиры общей боковой стеной без проемов и имеет отдельный выход на земельный участок, то есть является отдельным блоком в доме блокированной застройки.
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 13 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 февраля 2024 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Щукину В.И, Щукиной Н.А. и Щукину В.В. на праве совместной собственности принадлежит квартира общей площадью 64, 7 кв.м, расположенная в двухквартирном жилом доме N "данные изъяты"
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Курганская область, "данные изъяты", состоит из помещений (квартир) с кадастровыми номерами "данные изъяты". Дом расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для строительства двухквартирного жилого дома (л.д. 16-23, 10, 37).
2 августа 2023 г. государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области принято решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении помещения с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", так как с заявлением обратились только собственники квартиры N 2 в доме, собственник квартиры N 1 с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования своего помещения (квартиры N 1) не обратился. Совместное решение всех собственников всех помещений в доме уполномочить Щукина В.И, Щукину Н.А. или Щукина В.В. на обращение в орган регистрации прав в отношении квартиры N "данные изъяты" также не представлено (л.д. 45).
Щукин В.И. дважды (7 августа 2023 г. и 20 сентября 2023 г.) обращался в АО "Газпром распределение Курган" с заявкой о заключении договора о подключении в рамках догазификации объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "данные изъяты", но получил отказ со ссылкой на то, что квартиры в многоквартирных домах не подлежат догазификации в рамках Правил N 1547. Щукину В.И. также разъяснено, что для участия в догазификации необходимо совместно с собственниками остальных квартир в доме обратиться в МФЦ с заявлением об учете изменения сведений ЕГРН, в частности зарегистрировать дом блокированной застройки.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что принадлежащее истцу жилое помещение по сведениям Единого государственного реестра недвижимости представляет собой квартиру в многоквартирном жилом доме, то есть не соответствует понятию домовладения, содержащемуся в Правилах N 1547, поэтому ответчик обоснованно отказал истцу в подключении жилого помещения к газораспределительным сетям в порядке до газификации, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Щукина В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Согласно абзацу второму статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.образований.
Пункт 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации 02 мая 2021 г. N Пр-753, предписывал Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями обеспечить до 2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Во исполнение указанного поручения постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно пункту 2 Правил догазификация представляет собой осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц, при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
В свою очередь под "домовладением" согласно тому же пункту Правил следует понимать - объект индивидуального жилищного строительства или жилой дом блокированной застройки и примыкающие к ним и (или) отдельно стоящие на общем с объектом индивидуального жилищного строительства или жилым домом блокированной застройки земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);
Согласно подп. "ж" пункта 16 Правил N 1547, к заявке о подключении, направляемой заявителем единому оператору газификации, региональному оператору газификации или исполнителю, прилагаются, в том числе копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на домовладение (объект индивидуального жилищного строительства или часть жилого дома блокированной застройки).
С 01 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым среди прочего внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 40, в котором определено, что дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 76-ФЗ) экспертиза не проводится в отношении проектной документации дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ из указанной нормы среди прочего исключены требования по размещению жилого дома (блока) на отдельном земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декбаря 2021 г. N 476-ФЗ блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу этого федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 476-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного федерального закона в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу приведенного федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных данным федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений.
Правильное применение приведённых норм права, исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с полномочиями суда первой и апелляционной инстанции в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать верный вывод, что до внесения изменений в правоустанавливающие документа относительно титула объекта, принадлежащего истцу, оснований для выполнения технологического присоединения к существующим сетям (догазификации) без взимания платы не возможно, поскольку многоквартирные дома и квартиры в них не отнесены к объектам, на которые распространяют свое действие Правила N 1547, а непосредственно АО "Газпром распределение Курган" не относится к лицам, уполномоченным на внесение сведений в ЕГРН.
Исходя из исследованных доказательств и пояснений сторон, суды верно учитывали, что истец не лишен права на защиту своих интересов иным способом в целях внесения изменения в правоустанавливающие документы.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 13 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 13 февраля 2024 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Щукина Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.