Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Козиной Н.М., рассмотрев единолично гражданское дело N2-2257/2023 по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N1 к Загайновой Тамаре Ильдаровне о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты социальной выплаты, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N1 на решение мирового судьи судебного участка N3 Алапаевского судебного района Свердловской области от 07 ноября 2023 года и апелляционное определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 16 апреля 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 1 (далее - УСП N 1) обратился в суд с иском к Загайновой Тамаре Ильдаровне о взыскании неосновательного обогащения - переплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей пособия на ребенка лицу, являющемуся родителем и (или) усыновителем трех и более несовершеннолетних детей, проживающему с ними, на ребенка "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения за период с 01 января 2023 по 31 января 2023 в размере 14 623 руб.
В обоснование иска указано, что 21 сентября 2022 года Загайнова Т.И. подала заявление в Управление социальной политики N 1 о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в соответствии со статьей 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка", на ребенка "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения. Выплата была возобновлена и продлена ежемесячно с 01 сентября 2022 года по 28 июля 2023 года решением Управления от 23 сентября 2022 года. По сведениям из Единой государственной информационной системы социального обеспечения о назначенной мере социальной защиты (поддержки) от 15 июня 2023 года был установлен факт оформления ответчиком пособия на ребенка "данные изъяты", с 01 января 2023 года ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В силу подпункта 10 пункта 18 постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка" в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты, управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата. Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили указанные обстоятельства. Распоряжением N 5 от 30 января 2023 года с 01 января 2023 года ежемесячная денежная выплата в Управлении социальной политики N 1 была прекращена.
Так как ответчиком одновременно было получено пособие в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в январе 2023 года в Управлении социальной политики N 1, а также ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, поэтому за период с 01 января 2023 года по 31 января 2023 года образовалась переплата в сумме 14 623 руб. Добровольно вернуть сумму переплаты ответчик отказалась. В связи с чем, истец просил взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения - переплаты ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей пособия на ребенка лицу, являющемуся родителем и (или) усыновителем трех и более несовершеннолетних детей, проживающему с ними, на ребенка "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения за период с 01 января 2023 года по 31 января 2023 года в размере 14 623 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 3 Алапаевского судебного района Свердловской области от 07 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Алапаевского городского суда Свердловской области от 16 апреля 2024 года, исковые требования Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, о принятии кассационной жалобы к производству Седьмого кассационного суда общей юрисдикции надлежаще уведомлены, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба на вступившее в законную силу определение суда и вынесенное по результатам его обжалования определение апелляционной инстанции, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что такого рода оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением УСП N 1 от 23 сентября 2022 года, Загайновой Т.И. возобновлена и продлена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, на период с 01 сентября 2022 года по 28 июля 2023 года в размере 14 156 руб.
Денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка за январь 2023 года была перечислена Загайновой Т.И. платежным поручением N 4578 от 12 января 2023 года.
08 января 2023 года Загайнова Т.И. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка "данные изъяты"
Решением руководителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 18 января 2023 года Загайновой Т.И. назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, на троих детей - "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, за период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года в размере 10 967 руб. 25 коп. на каждого ребенка.
Распоряжением УСП N 1 от 30 января 2023 года N 5, выплата ежемесячной денежной выплаты Загайновой Т.И. прекращена с 01 января 2023 года.
Решением УСП N 1 от 10 февраля 2023 года N 01-40 (Д/3) установлена излишне выплаченная сумма социальной выплаты в размере 14 623 руб. При этом, в решении указано, что данная переплата возникла по вине территориального Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 1.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пунктом 20 постановления Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N 1365-ПП "О реализации статьи 22-2 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка", приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 668н, которым утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, исходил из того, что истцом не представлены доказательства недобросовестности со стороны ответчика, являющейся получателем денежных средств, не представлены доказательства того, что ответчиком совершены неправомерные действия, направленные на введение государственного органа в заблуждение с целью неправомерного получения социальной выплаты, поскольку к обстоятельствам, наступление которых влечет изменение размера или прекращение социальной выплаты, явилось изменение в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, в связи с чем, истец в силу своих полномочий обязан был своевременно быть извещен об основаниях прекращения социальной выплаты.
Суд первой инстанции отметил, что из представленных истцом скриншотов Интернет-страниц официальных сайтов Министерства социальной политики Свердловской области и Управления социальной политики N 1 по г. Алапаевску и Алапаевскому району усматривается, что была размещена информация о введении с 01 января 2023 года единого ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и возможной замене им по выбору получателя пособия, в том числе ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей. При этом каким именно образом должен быть осуществлен данный выбор получателем пособия, вышеуказанные информационные сообщения не содержат, в том числе не содержат и указания на обязанность получателя социальных выплат сообщить в Управление социальной политики сведения об обращении за получением единого ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка. Каких-либо иных доказательств извещения непосредственно Загайновой Т.И. о наличии у нее обязанности сообщить в Управление социальной политики N 1 информацию о ее обращении в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка "данные изъяты" и последующем назначении данного пособия, истцом суду не представлено.
Кроме того, суд обратил внимание, что в момент получения Загайновой Т.И. ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей за январь 2023 года, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области еще не было принято решение о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в том числе на "данные изъяты"
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами нижестоящих судебных инстанций и их правовым обоснованием.
Обращаясь с кассационной жалобой Управление социальной политики N10 указывает, что ответчиком были получены две одинаковые выплаты, что нарушает права иных лиц. Полагает, что информация о том, что меняется порядок выплаты, содержалась на портале государственных услуг Свердловской области, в связи с чем ответчик не могла не знать о данном обстоятельстве, при этом действуя недобросовестно направила заявление о получении выплаты в ОСФР по Свердловской области. Настаивает на необходимости возвращения денежных средств, перечисленных Загайновой Т.И.
Вместе с тем, приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную им ранее, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, а потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Реализуя предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относит выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождение (усыновлением) и воспитанием детей.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 18 Порядка предоставления семье в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2012 года N1365-ПП, Управление социальной политики принимает решение о прекращении предоставления ежемесячной денежной выплаты, в том числе в случае назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты прекращается с первого числа месяца, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства.
Указанные положения подпункта 10 пункта 18 Порядка введены постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года N125-ПП.
Пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления им документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 1). Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие назначения ежемесячного пособия на ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого семье назначена ежемесячная денежная выплата, возмещаются заявителем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (часть 2).
Часть 2 пункта 20 названного Порядка введена постановлением Правительства Свердловской области от 27 февраля 2023 года N125-ПП, при этом ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, как верно указано судами, доказательств того, что в действиях ответчика усматривается недобросовестность, злоупотребление, направленных на неосновательное обогащение, истцом не представлено.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Вопреки доводам кассационной жалобы доказательств недобросовестности ответчика при получении спорной денежной выплаты не представлено, в связи с чем судами нижестоящих инстанций обоснованно применены положения статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости взыскания полученных ответчиком денежных средств в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации социальных выплат.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам спора.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства верно установлены судами. Нормы законов, подлежащих применению к спорным отношениям, истолкованы и применены судами правильно.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N3 Алапаевского судебного района Свердловской области от 07 ноября 2023 года и апелляционное определение Алапаевского городского суда Свердловской области от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N1 - без удовлетворения.
Судья Козина Н.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.