Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3262/2023 по иску Хасанова Мирзорахмана Инамжановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, возражения Спириной О.А. представителя Хасанова Мирзорахмана Инамжановича, действующего на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хасанов М.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения от 15 ноября 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 года, возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (правопреемник Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) от 15 ноября 2022 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа. С данным решением не согласен, указывает, что справкой N02/310 от 01 декабря 2021 года, выданной государственным унитарным предприятием "Нури Ховар", подтверждаются сведения об его работе во вредных условиях труда с указанием класса опасности. С учетом этого периода работы продолжительность специального стажа составляет 13 лет 02 месяца 08 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по указанному основанию.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 30 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года, исковые требования Хасанова М.И. удовлетворены. Признано незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 15 ноября 2022 года в части не включения в специальный стаж Хасанова М.И. периода работы с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Хасанова М.И, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 года. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Хасанова М.И. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины взыскано 300 руб.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ставит вопрос об отмене решения Свердловского районного суда г. Перми от 30 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года, как незаконных, с вынесением нового решения об отказе Хасанову М.И. в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе настаивает на отсутствии оснований для включения в страховой стаж истца периода прохождения военной службы по призыву с 01 апреля 1985 года по 15 мая 1987 года в двойном размере, поскольку в период службы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое не содержало норм о льготном (двойном) исчислении периодов службы в армии по призыву. Согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему в период с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года, военная служба по призыву исчислялась в льготном порядке - двойном размере при условии, что право на получении пенсии на общих основаниях имеют граждане других союзных республик, проживающие в Российской Федерации. Сведений о постоянном проживании истца на территории Российской Федерации, а также имеющихся у него вида на жительство и гражданства Российской Федерации на 31 декабря 2001 года, что давало бы ему право на сохранение ранее приобретенных прав на назначение пенсии, не представлено. Поскольку без учета периода службы по призыву на 17 мая 2021 года у истца отсутствует необходимый страховой стаж и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В возражениях на кассационную жалобу Хасанов М.И. указывает на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 мая 2021 года Хасанов М.И, "данные изъяты" года рождения, обращался в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Перми за предварительной оценкой пенсионных прав, представив также заявление о согласии с назначением пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета.
08 августа 2022 года Хасанов М.И. обратился в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 15 ноября 2022 года Хасанову М.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа работы требуемой продолжительности. По подсчету пенсионного органа продолжительность страхового стажа по состоянию на 05 августа 2022 года составила 20 лет 2 дня. Специальный стаж отсутствует.
При подсчете страхового стажа истца учтены периоды работы на территории Республики Таджикистан: с 11 февраля 1985 года по 31 марта 1985 года, с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года; период службы в рядах Советской Армии по призыву с 01 апреля 1985 года по 15 мая 1987 года учтен пенсионным органом при подсчета страхового стажа в календарном порядке; также учтены отдельные периоды работы на территории Российской Федерации с 03 января 2002 года по 05 августа 2022 года по данным персонифицированного учета.
Период работы с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года не учтен пенсионным органом при подсчете специального стажа в целях пенсионного обеспечения по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В трудовой книжке Хасанова М.И. имеются записи о том, что он 14 сентября 1987 года принят на завод Заря Востока на производство Полимер цех 6 участок Линолеум транспортировщиком 3 разряда; 01 октября 1991 года завод Заря Востока переименован в производственное объединение Заря Востока; 15 октября 1995 года в связи с созданием производственного объединения Заря Востока и в соответствии с утвержденной структурой объединения Хасанов М.И. признан работающим в производственном объединении Заря Востока в производстве Полимер цех 6 участок Линолеум транспортировщиком 3-разряда. 20 ноября 2000 года уволен по собственному желанию.
Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, выданной государственным унитарным предприятием "Нури Ховар" от 01 декабря 2021 года N 02/310 следует, что Хасанов М.И. работал на заводе Заря Востока в период с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года в должности транспортировщика, что предусмотрено списком 1 разделом VIII (поз. 1080Б000-17541). Кроме того указано, что Хасанов М.И. работал полный рабочий день, полную рабочую неделю во вредных условиях труда, участвовал в технологическом процессе изготовления пленки поливинилхлоридной с веществами 1 и 2 класса опасности согласно ГОСТ а12.1.005-88 Общие Санитарно-гигиенические требований к воздуху рабочей зоны. Также из справки следует, что 01 октября 1991 года завод Заря Востока переименован в производственное объединение Заря Востока, 04 апреля 2001 года производственное объединение Заря Востока переименовано в государственное унитарное предприятие Завод Заря Востока, 06 июня 2014 года государственное унитарное предприятие Завод Заря Востока переименован в государственное унитарное предприятие Нури Ховар. В основание выдачи справки указаны: технологический регламент, рабочая инструкция ЕТКС, личная карточка, штатное расписание, приказы, распоряжения, начислительные ведомости за 1987-2000 годы.Согласно акту от 30 мая 2023 года N 18 в спорный период Хасанову М.И. начислялась заработная плата.
Не согласившись с принятым пенсионным органом решением, полагая, что на дату первоначального обращения 17 мая 2021 года им соблюдены все условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Хасанов М.И. обратился в суд.
Разрешая требование Хасанова М.И. о включении периода работы с 14 сентября 1987 года по 22 ноября 2000 года транспортировщиком на заводе Заря Востока, расположенном на территории Республики Таджикистан, в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период он работал по профессии, прямо предусмотренной позицией 1080Б000-17541 раздела VIII "Химическое производство" Списка N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10. При наличии записи в трудовой книжке истца, а также справок работодателя, подтверждающих работу в особых условия, у пенсионного органа отсутствовали основания для исключения данного периода при подсчете специального стажа для назначения пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". С учетом данного периода работы, продолжительность специального стажа составляет 13 лет 02 месяца и 09 дней, что достаточно для пенсионного обеспечения по данному основанию.
Также судом первой инстанции указано, что для назначения досрочной страховой пенсии по указанному основанию необходимо достижение мужчиной возраста 50 лет, наличие страхового стажа не менее 20 лет; для назначения пенсии в 2021 году необходима величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
Приходя к выводу о том, что по состоянию на 17 мая 2021 года продолжительность страхового стажа Хасанова М.И. составляла более 20 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляла 23, 68, судом первой инстанции период службы в рядах Советской Армии по призыву с 01 апреля 1985 года по 15 мая 1987 года учтен в двойном размере на основании положений статей 33, 70 Конституции СССР, 1977 года, Закона СССР от 12 октября 1967 года N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд исходил из того, что Таджикская Советская Социалистическая Республика находилась в составе Союза Советских Социалистических Республик, прохождение военной службы по призыву являлось почетной обязанностью проживающих на её территории граждан. Пенсионным законодательством, действующим в период прохождения истцом воинской службы по призыву, предусматривалось включение времени нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР в их трудовой стаж независимо от места призыва его на военную службу и места прохождения военной службы. В Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 было предусмотрено, что при подсчете трудового стажа как для назначения пенсии в общем порядке, так и на льготных основаниях, военная служба по призыву исчисляется в двойном размере. Действующее пенсионное законодательство предусматривает правила исчисления страхового стажа для определения права на страховую пенсию и правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который, в свою очередь, необходим для определения размера пенсии. Страховой стаж для определения размера страховой пенсии по старости (для его конвертации в пенсионный капитал), имевший место до 01 января 2002 года, исчисляется по правилам статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Установив, что по состоянию на 17 мая 2021 года у Хасанова М.И. имелась необходимая для назначения пенсии совокупность условий - специальный стаж, страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента, однако досрочная страховая пенсия по старости ему безосновательно не назначена, судом принято решение о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Хасанову М.И. страховую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты первоначального обращения с 17 мая 2021 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что выводы судов основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
С 21 октября 2022 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенный в г. Душанбе 15 сентября 2021 года, в связи с чем Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в отношении пенсионного обеспечения, связанного с Республикой Таджикистан, прекратило свое действие с указанной даты.
Поскольку Хасанов М.И, "данные изъяты" года рождения, обращался в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Перми с целью досрочного пенсионного обеспечения 17 мая 2021 года, при разрешении спора подлежали применению положения Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р, установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N203-16).
Из приведенных норм права следует вывод о том, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на её территории, осуществлявших трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Таджикистан), устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы.
Период службы в армии по призыву относятся к иным периодам, подлежащим включению в страховой стаж.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Между тем, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П изложена правовая позиция, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
До вступления в силу 01 января 2002 года Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 89 - 92, 95).
Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, военная служба по призыву исчислялась в льготном порядке - в двойном размере.
В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 года N МЗ-637 указано, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 29 января 2004 года N2-П, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Таким образом, если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и нормативным правовым актам, принятым в целях его реализации, у граждан не хватает для приобретения права на пенсию необходимого стажа (страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ), то соответствующие периоды трудовой и иной деятельности до 1 января 2002 года можно засчитать в стаж в том случае, если эти периоды засчитывались в соответствующий стаж по нормам прежнего пенсионного законодательства.
Исходя из изложенного, в силу действовавшего ранее правового регулирования, подсчет страхового стажа Хасанова М.И. может производиться с применением положений Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Согласно положениям статьи 94 названого Закона военная служба по призыву подлежит учету при определении продолжительности страхового стажа в льготном порядке - в двойном размере.
Таким образом, правовая оценка периода срочной военной службы Хасанова М.И. с целью его включения в страховой стаж в льготном исчислении обоснованно произведена судами с учетом вышеприведенного правового регулирования.
Изложенные в кассационной жалобе пенсионным органом доводы основаны на неверном толковании приведенных норм права, в связи с чем подлежат отклонению. Поскольку Хасанов М.И. является гражданином Российской Федерации, его пенсионные права подлежат оценке в соответствии с приведенным выше пенсионным законодательством Российской Федерации вне зависимости от места прохождения военной службы по призыву.
Приостановление исполнения решения Свердловского районного суда г. Перми от 30 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 30 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Свердловского районного суда г. Перми от 30 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 01 февраля 2024 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.