N 88-1050/2024
1 августа 2024 г.
г. Новосибирск
Кассационный военный суд в составе: председательствующего Яковлева И.А, судей Авдонкина В.С. и Шпакова С.П, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Кравченко Ирины Владимировны на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 28 февраля 2024 г, принятые по гражданскому делу N 2-291/2023 по исковому заявлению заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации и федеральному государственному казенному учреждению " "данные изъяты" (далее - Центр санэпиднадзора) о защите нарушенного права военнослужащего названного учреждения "звание" Мухачева Ивана Семеновича на выплату стимулирующего характера.
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, а также объяснения военного прокурора полковника юстиции Анчутина А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
указанным выше решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворено частично исковое заявление заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Мухачева о взыскании с Минобороны России и Центра санэпиднадзора "... " руб. "... " коп. в качестве выплаты за апрель-ноябрь 2020 г. стимулирующего характера за сложность выполняемых задач по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и мероприятий по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (далее - НКИ) на территории Российской Федерации. Суд взыскал с Минобороны России в пользу Мухачева указанную сумму денег в качестве соответствующей выплаты. В удовлетворении исковых требований к Центру санэпиднадзора суд отказал.
В поданной 27 июня 2024 г. кассационной жалобе представитель ответчика, считая принятые по делу судебные акты незаконными в связи с несоответствием содержащихся в них выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права и норм процессуального права, просит их отменить и принять новое судебное постановление, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы Кравченко, ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и Порядок и условия осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, а также за сложность выполняемых задач работникам и военнослужащим организаций санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения НКИ, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537 (далее - Порядок выплаты стимулирующего характера), утверждает, что суды сделали неверные выводы о том, что оказание Мухачевым медицинской помощи лицам, у которых выявлена НКИ, является основанием для установления ему выплаты стимулирующего характера.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что суды первой и апелляционной инстанций не выяснили юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства: включен ли Центр санэпиднадзора в список учреждений, работа в которых предполагает выплату стимулирующего характера; утверждался ли командиром воинской части перечень воинских должностей, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена НКИ, и включена ли в этот перечень занимаемая Мухачевым должность; оказывал ли Мухачев соответствующую медицинскую помощь; относится ли он к лицам из групп риска заражения НКИ, а именно к медицинским или иным работникам, обеспечивающим условия для предоставления медицинских услуг в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с НКИ.
Также Кравченко отмечает, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией права на спорную выплату, осуществлялось за счет и в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. При этом предоставленные для этих целей Минобороны России денежные средства в 2020 году израсходованы. Ввиду этого обжалуемые судебные акты обязывают Правительство Российской Федерации выделить из резервного фонда соответствующие деньги, то есть суды разрешили вопрос о правах и обязанностях Правительства Российской Федерации, не привлекая его к участию в деле.
По мнению представителя ответчика, суды не учли, что военный прокурор избрал не соответствующий ст. 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способ защиты прав истца - путем возмещения убытков.
Поскольку за обеспечение военнослужащих Центра санэпиднадзора денежным довольствием и иными выплатами отвечают начальник этого учреждения и ФКУ "Военно-социальный центр" Министерства обороны Российской Федерации", то по данному делу Минобороны является ненадлежащим ответчиком.
К тому же, по утверждению автора жалобы, настоящее дело рассмотрено с нарушением правил территориальной подсудности, поскольку ответчик - Минобороны России находится в г. Москве.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев дело, проверив законность обжалованных судебных постановлений в соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела, Мухачев с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность "данные изъяты".
Телеграммой командующего войсками Центрального военного округа от 27 января 2020 г. определено в целях предупреждения заноса коронавирусной инфекции на территорию "данные изъяты" с 28 января 2020 г. силами врачей специалистов базы, ФГКУ " "данные изъяты" военный госпиталь" Минобороны России, отдела санэпиднадзора "данные изъяты" развернуть санитарно-карантинный пункт для медицинского осмотра военнослужащих "данные изъяты" до стабилизации эпидемиологической ситуации, а начальникам Центров санэпиднадзора (территориальных) случае возникновения очага заболевания коронавирусной инфекцией, оперативно представлять в Центр санэпиднадзора (г. "данные изъяты") донесения о динамике развития ситуации очаге, санитарно-эпидемиологической обстановки, проводимых мероприятиях, организовывать взаимодействие с управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации, территориальными управлениями Роспотребнадзора, центрами гигиены и эпидемиологии, профильными практическими и научными учреждениями здравоохранения по обмену информацией о заболеваемости в зонах региона ответственности, планированию и проведению совместных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.
Аналогичные требования и мероприятия предусмотрены также указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 января 2020г, а также распоряжением начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны России.
Указаниями начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны России от 12 февраля 2020 г. на медицинские службы видов (родов) войск, медицинские службы военных округов, военно-медицинские организации центрального подчинения, в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции среди личного состава возложены обязанности организовывать проведение информационной кампании по профилактическим мероприятиям, взаимодействие с органами управления здравоохранением и медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, территориальными управлениями Роспотребнадзора по организации и проведению первичного целенаправленного барьерного медицинского осмотра прибывающих из эпидемически неблагополучных регионов, обеспечению оперативного и объективного представления информации о каждом случае заболевания личного состава.
Согласно приказу начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны России от 18 марта 2020 г. N "... ", военно-медицинским организациям центрального подчинения, начальникам медицинских служб военных округов, предписано организовывать ежедневный мониторинг заболеваемости военнослужащих острыми респираторными заболеваниями, внебольничными пневмониями.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа от 7 апреля 2020 г. N "... " определены меры по сдерживанию распространения НКИ в границах ответственности Центрального военного округа, а также на должностных лиц ОСК ЦВО, в том числе на начальника Центра санэпиднадзора, возложена обязанность незамедлительно докладывать по подчиненности о выявлении среди личного состава учреждений больных, подозрительных на наличие НКИ, и персональная ответственность за выполнение мероприятий по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции.
Приказом начальника Центра санэпиднадзора от 29 октября 2020 г. N "... " определен Перечень подразделений этого учреждения, работа в которых дает право на получение выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в рамках деятельности по противодействию распространения НКИ с учетом фактически отработанного времени, а также воинских должностей, замещение которых также дает право на установление данных выплат. В этот перечень включена также занимаемая Мухачевым воинская должность.
Согласно табелям учета служебного времени в особых условиях продолжительность осуществления Мухачевым такой деятельности в 2020 году составила: в апреле - 176 часов, а в мае - 136, в июне - 184, в июле - 80, в августе - 176, в сентябре - 176, в октябре - 176 и в ноябре - 120.
Приказами начальника Центра санэпиднадзора от 30 апреля, 29 мая, 30 июня, 31 июля, 31 августа, 30 сентября, 30 октября и 30 ноября 2020 г, прошедшими правовую экспертизу в ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по "данные изъяты" области", определено, что Мухачев с апреля по ноябрь 2020 г. осуществлял государственный санитарно-эпидемический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках противодействия распространения НКИ.
Приказами командующего войсками Центрального военного округа от 16 декабря 2020 г. N "... " и от 28 декабря 2021 г. N "... " Мухачеву установлена выплата стимулирующего характера за осуществление государственного санитарно-эпидемического надзора (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках противодействия распространения НКИ на территории Центрального военного округа за период с 1 апреля по 23 ноября 2020 г.
При этом исходя из статистических данных о среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц среднемесячный доход за первые девять месяцев 2019 г. в "данные изъяты" области составил "... " руб.
С учетом фактического времени осуществления Мухачевым государственного санитарно-эпидемического надзора в условиях противодействия распространения НКИ в апреле-ноябре 2020 г. ему полагалась выплата стимулирующего характера в размере "... " руб. "... " коп.
Однако на момент подачи в суд военным прокурором указанного иска соответствующая стимулирующая выплата Мухачеву не произведена.
Исходя из данных обстоятельств дела, обоснованно применив положения ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения", ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ст. 3, 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312, п. 5, 6 Порядка выплаты стимулирующего характера, суд первой инстанции принял правильное решение о частичном удовлетворении иска, с которым мотивированно согласился суд второй инстанций.
Изложенные в кассационной жалобе доводы ранее при производстве по данному делу уже приводились стороной ответчика, рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые обоснованно, с приведением соответствующих мотивов отклонили их, оснований для признания этих выводов судов неправильными суд кассационной инстанции не усматривает.
Основанные на ошибочном понимании норм права несогласие автора кассационной жалобы с принятыми судебными актами, его доводы, суждения о том, как должно быть разрешено дело, не влекут вывода о незаконности этих актов.
Так, согласно п. 1, 2 и 34 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы; оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом кроме выплат, предусмотренных настоящей статьей, Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Из п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312, действовавшего в период спорных правоотношений, следует, что военнослужащим организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения НКИ, в 2020 году установлена выплата стимулирующего характера в размере 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Согласно п. 4 Порядка выплаты стимулирующего характера осуществляется на основании приказов руководителей организаций санитарно-эпидемиологического надзора с указанием должностей (воинских должностей), периодов фактического исполнения обязанностей работниками (военнослужащими) по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий) и мероприятий по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения НКИ на территории Российской Федерации.
Вопреки утверждению представителя административного ответчика, суды всесторонне и полно установили все фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения данного дела, исследовав и оценив согласно ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства.
При этом, выяснив, что "звание" Мухачев, замещая воинскую должность "данные изъяты", подлежащую комплектованию офицерами, с апреля по ноябрь 2020 г. осуществлял государственный санитарно-эпидемиологический надзор и мероприятия по его обеспечению в условиях противодействия распространения НКИ, суды сделали правильные выводы, что он имеет право на выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач в указанный период в соответствующем размере.
Израсходование Минобороны России в 2020 году выделенных лимитов бюджетных средств на производство выплат стимулирующего характера не является основанием для лишения истца права на получение такой выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды не возлагали какие-либо обязанности на Правительство Российской Федерации, ввиду чего правомерно не привлекли его к участию в деле.
Заместитель военного прокурора Екатеринбургского гарнизона, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, учитывая обращение к нему Мухачева о защите нарушенного права на указанные выплаты, правомерно подал в суд данный иск, что не противоречит, в том числе положениям ст. 1, 11 и 12 ГК РФ о способах защиты прав истца.
Исходя из существа исковых требований, полномочий Минобороны России по осуществлению соответствующих выплат, установленных в частности п. 1 и 43 Положения о Минобороне России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312, Минобороны России является по данному делу надлежащим ответчиком.
Учитывая предмет иска, а также что истец проживает, а один из ответчиков - Центр санэпиднадзора находится в г. "данные изъяты", то в силу ст. 28, ч. 6.3 ст. 29, ч. 1 ст. 31 ГПК РФ данное дело обосновано, в соответствии с указанными нормами о территориальной подсудности рассмотрено Екатеринбургским гарнизонным военным судом.
Таким образом, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных постановлений, в том числе в безусловном порядке, по доводам кассационной жалобы не имеется, ввиду чего данные постановления являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 379.5, 379.6, 390 и 390.1 ГПК РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 17 октября 2023 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 28 февраля 2024 г. по иску заместителя военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах Мухачева Ивана Семеновича, оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика Кравченко Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в порядке гл. 41 (? 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 августа 2024 г.
Председательствующий Судьи
И.А. Яковлев В.С. Авдонкин С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.