Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника ФИО1, действующего в интересах Абдуллаева С.Т.о. на вступившее в законную силу постановление Светлоярского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Абдуллаева С.Т.о.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Светлоярского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2020 года Абдуллаев С.Т.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000, 0 (две тысячи) рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Защитник ФИО1 обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанный судебный акт, в которой просит постановление изменить, исключить из него указание о назначении Абдуллаеву С.Т.о. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: "адрес", р. "адрес" Яр, мкр.1, "адрес"выявлен факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации гражданином "адрес" Абдуллаевым С.Т.о, прибывшим в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ сроком на 90 суток. В период своего пребывания 24 августа 2018 года был привлечен к административной ответственности по ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Ленинским районным судом г. Уфы с назначением административного штрафа в размере 2000, 0 рублей без административного выдворения. По истечении срока законного нахождения территорию РФ не покинул, за продлением срока временного пребывания в орган исполнительной власти в сфере миграции не обращался, чем нарушил положения п.1 ст.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Факт совершения Абдуллаевым С.Т.о. правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается протоколом об административном правонарушении; объяснениями Абдуллаева С.Т.о.; заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства; сведениями базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ и другими документами. Указанные доказательства оценены судьей на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация действий Абдуллаева С.Т.о. является правильной.
Доводы жалобы защитника ФИО1 о фактических брачных отношениях Абдуллаева С.Т.о. с гражданкой Российской Федерации ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не влечет отмену или изменения вынесенного судебного постановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
На иностранного гражданина возложена обязанность соблюдать миграционное законодательство страны пребывания, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не являются основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Кроме того, выдворение Абдуллаева С.Т.о. не свидетельствует о невозможности его проживания с женой за пределами Российской Федерации в случае наличия между ними действительной стойкой семейной связи.
При этом суд отмечает, что факт проживания на территории Российской Федерации ребенка ФИО4о. - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечивает иностранного гражданина бесспорным иммунитетом от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики. Таким образом, запрет на въезд в Российскую Федерацию ФИО4о. не свидетельствует о нарушении его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку им допущено явное пренебрежение к требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, суду не представлено сведений о том, что Абдуллаев С.Т.о. оказывает постоянную материальную помощь своему ребенку и имеет постоянный доход, имеет какое-либо жилье, находящееся в его собственности либо иное вещное право. Наоборот, согласно письменным объяснениям Абдуллаев С.Т.о. за период законного пребывания на территории РФ трудовую деятельность не осуществлял, за продлением срока временного пребывания в орган исполнительной власти в сфере миграции не обращался, патент не получал (л.д.6).
Ссылки автора жалобы на то, что Абдуллаев С.Т.о. родился в СССР, окончил среднюю школу, служил в армии России не могут служить достаточным основанием, свидетельствующим о возможности исключения наказания в виде административного выдворения.
Таким образом, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (в форме контролируемого самостоятельного выдворения), не имеется.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей районного суда Абдуллаев С.Т.о. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, в возможности реализации своих прав ограничен не был.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление Светлоярского районного суда Волгоградской области от 21 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Абдуллаева С.Т.о. оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России, включая административное выдворение. Суд отметил, что наличие семьи в России не освобождает от соблюдения миграционного законодательства и не является основанием для отмены наказания. Обстоятельства дела не подтвердили наличие оснований для изменения судебного акта.