Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности и городских земель муниципального образования г. Краснодар на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года по административному делу по административному иску Погореловой ФИО9 к администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления, Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
Погорелова Н.А. обратилась в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты", расположенного в "адрес", кадастровый квартал N, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона застройки среднеэтажными жилыми домами, цель - среднеэтажная жилая застройка.
Решением, изложенным в письме от 26 мая 2022 года N, орган местного самоуправления отказал Погореловой Н.А. в предоставлении муниципальной услуги указав, что по сведениям ГИСОГД муниципального образования г.Краснодар испрашиваемый земельный участок расположен в границах проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации Краснодара от 1 декабря 2014 г. N "Об утверждении документации по планировке территории в районе совхоза "Прогресс".
Считая свои права и законные интересы нарушенными, Погорелова Н.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение, изложенное в письме от 26 мая 2022 года N, возложить на администрацию Краснодара обязанность утвердить представленную схему расположения земельного участка.
Решением Советского районного суда г.Краснодара от 7 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска Погореловой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года решение Советского районного суда города Краснодара от 7 ноября 2022 года отменено, по делу принято новое решение.
Административные требования Погореловой Н.А. к администрации муниципального образования города Краснодар об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 26 мая 2022 года N об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
На администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Погореловой Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты" метров, расположенного в "адрес", кадастровый квартал N, с учетом выводов апелляционного определения.
В кассационной жалобе представитель Департамента муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 апреля 2024 года, определением судьи от 22 мая 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных Погореловой Н.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что направленный департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар административному истцу письменный ответ от 26 мая 2022г. носит разъяснительный характер процесса предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о проведении аукцион по продаже земельного участка или аукциона на право заключение договора аренды земельного участка", тогда как административные истец ссылается на то, что данным письмом ей отказано в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение о частичном удовлетворении заявленных Погореловой Н.А. требований, суд второй инстанции исходил из того, что фактически имеет место отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на первом этапе оказания муниципальной услуги, поскольку сведений о том, что административный истец обращалась с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, материалы дела не содержат.
Кроме того, судом апелляционной инстанции приняты во внимание сведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, предоставленные по состоянию на 8 ноября 2023 года, в отношении земельного участка, расположенного в поселке Березовом, кадастровый квартал N, согласно которым проект планировки территории утвержден постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 1 декабря 2014 года N 8867, проект межевания территории утвержден постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 11 февраля 2021 года N 497.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100 пункт 1, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный). Размещение объектов федерального, регионального и местного значения отсутствуют.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый ответ от 26 мая 2022 года N 1222-026/22 Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является немотивированным, не содержит обстоятельств, указывающих на невозможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
На основании части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из названных законоположений следует, что физическое лицо вправе инициировать подготовку схемы расположения земельного участка в двух случаях: если земельный участок образуется для его предоставления этому физическому лицу без проведения торгов и в случае, если земельный участок образуется для проведения аукциона по продаже земельного участка, расположенного за границами населенных пунктов.
В иных случаях в силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подпункт 5).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что на основании постановления администрации муниципального образования г.Краснодар от 9 января 2014 года N 19 "О разрешении подготовки документации по планировке территории, протокола комиссии по землепользованию N 3 от 21 марта 2014 года, а также результатов публичных слушаний от 9 сентября 2014 года постановление администрации муниципального образования г.Краснодар от 1 декабря 2014 года N утверждена документация по планировке территории в районе совхоза "Прогресс".
На основании постановления администрации муниципального образования г.Краснодар от 19 апреля 2019 года N "О разрешении подготовки проекта межевания территории в границах элемента планировочной структуры, прилегающего к улицам им. ФИО5, им. ФИО6, им.Археолога Анфимова в "адрес" сельского округа муниципального образования г.Краснодар постановлением администрации муниципального образования г.Краснодар от 11 февраля 2021 года N утвержден проект межевания территории в границах элемента планировочной структуры, прилегающего к улицам им. ФИО5, им. ФИО6, им.Археолога Анфимова в "адрес" сельского округа муниципального образования "адрес".
Поскольку испрашиваемый земельный участок находится на территории, в отношении которой утвержден проект планировки и в его составе проект межевания, что является безусловным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, оспариваемое Погореловой И.А. решение органа местного самоуправления соответствует закону, в связи с чем судом первой инстанции по делу постановлено правильное по существу решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы нашли свое подтверждение, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Советского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2022 года.
Руководствуясь, статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2023 года отменить.
Решение Советского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 августа 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.