Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусаевой Ф.А. к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Центральная районная больница Майкопского района" о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор, по кассационной жалобе Мусаевой Ф.А, поступившей с делом 28 июня 2024 года, на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мусаева Ф.А. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству здравоохранения Республики Адыгея, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Адыгея "Центральная районная больница Майкопского района" (далее по тексту - ГБУЗ Республики Адыгея "ЦПБ Майкопского района") о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности заключить договор.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований Мусаевой Ф.А. отказано.
В кассационной жалобе истец Мусаева Ф.А. просит отменить судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Указывает, что выводы суда первой инстанции являются противоречивыми. Считает, что факт проживания истца в поселке Удобный Майкопского района Республики Адыгея до 2023 года, не лишает ее права на единовременную компенсационную выплату.
Истец Мусаева Ф.А, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явилась. Судебное извещение возвращено в адрес суда по истечению срока его хранения.
Ответчики Министерство здравоохранения Республики Адыгея, ГБУЗ Республики Адыгея "ЦПБ Майкопского района", представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Каких-либо дополнений или возражений относительно доводов кассационной жалобы, и иных процессуальных обращений, от лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не поступило.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Мусаева Ф.А, 14 июня 1982 года рождения, имеет среднее специальное образование, квалификацию фельдшер.
Из записи трудовой книжки Мусаевой Ф.А. АТ-1Х N 9527464 от 11 ноября 2003 года и трудового договора N 43 от 10 мая 2023 года, заключенного с главным врачом ГБУЗ РА "Центральная районная больница Майкопского района", следует, что с 10 мая 2023 года Мусаева Ф.А. принята на работу на должность заведующего-фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшер ФАП поселка Удобный Майкопского района.
С 4 мая 2023 года и по настоящее время Мусаева Ф.А. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается отметкой регистрации в ее паспорте.
30 мая 2023 года истец обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт.
Решением Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 7 июня 2023 года N 033-2/5784 в предоставлении единовременной компенсационной выплаты Мусаевой Ф.А. отказано, в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Указано основание для отказа - отсутствие факта переезда.
Из справки TOC от 12 октября 2023 года следует, что Мусаева Ф.А. в период с 19 апреля 2023 года по 4 мая 2023 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", фактически проживала по указанному адресу с 15 февраля 2023 года по 7 мая 2023 года.
Также, истец Мусаева Ф.А. с 14 ноября 2008 года по 19 апреля 2023 года была зарегистрирована и проживала по адресу: "адрес".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 года N 96, пришел к выводу о том, что истец Мусаева Ф.А. не отвечает требованиям, предъявляемым к лицу, изъявившему желание переехать в сельский населенный пункт для осуществления трудовой деятельности по должности медицинского работника, признав отказ ответчика в предоставлении истцу единовременной компенсационной выплаты законным.
Судебной инстанцией отмечено, что истец изначально длительное время проживала в поселке Удобном Майкопского района Республики Адыгея, расположенном в 9 км от города Майкопа, согласно записям в ее трудовой книжке, работала в различных медицинских учреждениях Республики Адыгея, с апреля 2008 года по май 2008 года трудоустроена в МУЗ "Майкопская городская поликлиника N 3", затем принята на работу в Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр, расположенный в городе Майкопе (период работы с 2 июня 2008 года по 6 июня 2021 года).
Майкопский городской суд Республики Адыгея также указал, что доказательств переезда истца в сельскую местность исключительно в связи с ее трудоустройством, в материалы дела, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов верными, основанными на правильном применении закона, и соответствующими обстоятельствам дела. Суды дали надлежащую оценку представленным по делу доказательствам в соответствии с требованиями подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Согласно статье 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, установлены в приложении N 5.
Согласно пункту 3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).
Согласно пункту 5 Правил условиями предоставления субсидии являются, в том числе, наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в следующих размерах: 1 миллиона рублей для врачей и 0, 5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.
Во исполнение указанной программы "Развитие здравоохранения". Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2019 года N 96 "О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек" утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея.
Согласно подпункту 1 пункта 1, Порядок определяет процедуру предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Адыгея, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Республики Адыгея, в размере 1 миллиона рублей для врачей и 0, 5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.
Из указанных норм права следует, что предоставление единовременной компенсационной выплаты осуществляется только тем медицинским работникам, которые переехали в связи с трудоустройством в сельские населенные пункты, из населенных пунктов, не относящимся к сельским поселениям, с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Республики Адыгея.
Тем самым, судами нижестоящих инстанций верно указано, что истец фактически не осуществляла переезд в сельскую местность, а следовательно, у Министерства здравоохранения Республики Адыгея не возникло обязанности по предоставлению истцу единовременной компенсационной выплаты.
Вопреки доводам кассационной жалобы, единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Доводы жалобы о неправомерности отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, не опровергают выводов судов, являлись предметом исследования и оценки судом апелляционной инстанции.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы Мусаевой Ф.А. по существу повторяют позицию при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в обжалуемых судебных постановлениях. Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, однако их не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 22 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мусаевой Ф.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.