Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парасотченко М.А, судей Мотиной И.И. и Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булатовой А.З. к Управлению Министерства внутренних дел России по Астраханской области о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области, поступившей с делом 28 июня 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, выслушав объяснения представителя истца Булатовой А.З. - адвоката Куликовой И.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Булатова А.З. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Астраханской области (далее по тексту - УМВД России по Астраханской области) о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения или строительства жилого помещения.
Просила суд признать незаконным решение от 26 сентября 2023 года комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N 193, утвержденное распоряжением УМВД России по Астраханской области от 13 октября 2023 года N 1/6753.
Решением Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 8 февраля 2024 года отказано в удовлетворении исковых требований Булатовой А.З.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 апреля 2024 года решение Кировского районного суда города Астрахани Астраханской области от 8 февраля 2024 года отменено, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Булатовой А.З.
Судом постановлено: обязать УМВД России по Астраханской области принять Булатову А.З. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе ответчик - УМВД России по Астраханской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 апреля 2024 года, в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, оставить в законной силе решение суда первой инстанции.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
19 июля 2024 года представитель ответчика - УМВД России по Астраханской области в письменном заявлении просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Истец Булатова А.З, представитель истца Глебов А.П, представитель ответчика - УМВД России по Астраханской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Булатовой А.З. - адвоката Куликовой И.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Булатова А.З. проходит службу в органах МВД России и имеет стаж службы более 16 лет.
6 октября 2022 года Булатова А.З. обратилась в УМВД России по Астраханской области с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека (она, сын Умербаев И.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын Булатов И.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
По результатам рассмотрения ее обращения комиссией УМВД России по Астраханской области принято решение N 193 от 26 сентября 2023 года об отказе в принятии Булатовой А.З. на учет на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основанием для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения послужило то, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и до настоящего времени Булатова А.З. временно зарегистрирована в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ее отцу - Булатову З.Ф.
Согласно справке администрации МО "Трехпротокский сельсовет" в указанном жилом помещении проживают 6 человек: истец, ее дети, отец, мать и брат. Согласно свидетельству о государственной регистрации права жилое помещение имеет общую площадь 123, 3 кв.м. Таким образом, обеспеченность на одного человека составляет 20, 55 кв.м, что выше учетной нормы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 об утверждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, пришел к выводу об отсутствии нуждаемости истца в жилом помещении, и, как следствие, об отсутствии права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что истец и ее несовершеннолетние дети, вселенные собственником в жилое помещение по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу истца - Булатову З.Ф, не могут быть признаны членами его семьи, в связи с чем домовладение Булатова З.Ф. необоснованно учтено при расчете жилой площади, находящейся в пользовании истца. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец со своими детьми и ее отец являются членами одной семьи, оспариваемое в настоящем деле решение не содержит. Булатова А.З. нанимателем другого жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения не является, продолжительность ее службы в органах внутренних дел составляет более 10 лет. По этим основаниям суд апелляционной инстанции постановилпо делу новое решение об удовлетворении исковых требований Булатовой А.З.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 1 и 3).
В порядке реализации указанных конституционных положений Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты, так и условия его реализации, включая определенные требования к жилищным условиям. В частности, пункт 2 части 2 статьи 4 данного Федерального закона предусматривает, что правом на получение единовременной социальной выплаты обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты;
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1, 6, 6.1 статьи 4 и частью 4 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
е) в случае если в отношении сотрудника имеется вступивший в законную силу приговор суда за совершение в период прохождения службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления либо в случае наличия судимости за совершение указанных преступлений, в том числе снятой или погашенной.
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Материалами дела подтверждается, что 19 августа 2014 года между Умербаевой (Булатовой) А.З. и Умербаевым Э.М. расторгнут брак.
С 21 октября 2010 года Умербаева (Булатова) А.З. имела регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес", в соответствии с решением Трусовского районного суда города Астрахани Астраханской области от 25 октября 2021 года по исковому заявлению собственника жилого дома Умербаева М.Н. (отец бывшего супруга истца -Умербаева Э.М.) истец Булатова А.З. признана утратившей право пользования вышеуказанным жилым помещением, то есть, снята с регистрационного учета по месту жительства.
После расторжения брака и выезда с постоянного места жительства ("адрес"), истец Булатова А.З. и несовершеннолетние дети с 2012 года стали проживать в жилом помещении по адресу: "адрес"А, принадлежащем отцу истца - Булатову З.Ф. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17 марта 2015 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал, что Булатова А.З. имеет собственную семью, состоящую из нее и двоих несовершеннолетних детей, с согласия собственника вышеуказанные лица временно зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес"А, а поэтому истец не является членом семьи собственника жилого помещения.
Судебная коллегия кассационного суда находит, что выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, характер спорного правоотношения, к которому применил нормы материального права, его регулирующие. Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили соответствующую оценку, результаты которой приведены в обжалуемом судебном акте. Требования процессуального законодательства при оценке доказательств по делу судом соблюдены.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.