Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Богатых О.П, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда", администрации Волгограда о возложении обязанности, по кассационной жалобе Департамента по образованию администрации Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" (далее по тексту - МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда"), администрации Волгограда о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда по результатам проверки деятельности МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" установлены нарушения, связанные с обеспечением безопасности несовершеннолетних: физическая охрана учреждения частным охранным предприятием не осуществляется, профессиональная круглосуточная физическая охрана в учреждении отсутствует. Согласно паспорту безопасности, подписанному комиссией по обследованию 17 октября 2022 года, зданию учреждения по адресу: г. Волгоград, пер. Демократический, д.9 присвоена 3 категория опасности. В перечень рекомендаций по антитеррористической защищенности МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" включено мероприятие по организации охраны объекта силами частных охранных организаций. Вместе с тем, на момент проведения проверки 27 октября 2023 года в МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" отсутствует охрана здания сотрудниками частной охранной организации, охрана осуществляется вахтером, что свидетельствует о бездействии должностных лиц образовательного учреждения и игнорирования ими требований к антитеррористической защищенности объекта образования. В адрес департамента по образованию администрации Волгограда прокуратурой района 8 декабря 2021 года вносилось представление об устранении нарушений об антитеррористической защищенности, на которое дан ответ от 23 декабря 2021 года N7/30133945 о том, что на требуемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и обеспечения образовательных учреждений физической охраной сотрудниками частных охранных организаций отсутствует необходимое финансирование. На момент проведения проверки денежные средства из бюджета Волгограда и вышестоящих бюджетов на оказание услуг охраны на территории образовательного учреждения не выделялись, договор на охрану не заключался.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд возложить обязанность на администрацию Волгограда обеспечить целевое финансирование МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" для заключения договора об осуществлении круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на МДОУ "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" обязанность заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
Решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 ноября 2023 года исковое заявление прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда", администрации Волгограда о возложении обязанности удовлетворено.
Суд возложил на администрацию Волгограда обязанность обеспечить целевое финансирование Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" для заключения договора об осуществлении круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложил на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" обязанность заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 2 месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 марта 2024 года решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 ноября 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований к администрации Волгограда и возложения на администрацию Волгограда обязанности обеспечить целевое финансирование муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" для заключения договора об осуществлении круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 ноября 2023 года изменено, суд изложил третий абзац резолютивной части в следующей редакции:
"Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда" обязанность заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Изучив постановленные по настоящему делу судебные акты, изложенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По смыслу приведенных норм заявленные по настоящему делу требования прокурора вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам административного судопроизводства и передать дело в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 33.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
перейти к рассмотрению гражданского дела по иску прокурора Краснооктябрьского района города г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Центр развития ребенка N 4 Краснооктябрьского района Волгограда", администрации Волгограда о возложении обязанности по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Департамента по образованию администрации г. Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.