Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу представителя Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" по доверенности ФИО7 на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя мирового судьи судебного участка N 15 Ленинского судебного района города Севастополя от 28 сентября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя мирового судьи судебного участка N 15 Ленинского судебного района города Севастополя от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2023 года, ГКУ г. Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается в жалобе на то, что прокуратурой необоснованно возбуждено дело об административном правонарушении на основании нормативно-правового акта - приказа председателя суда, который не подлежал применению учитывая наличие Положений Судебного департамента при ВС РФ от 05.11.2015 N 342 Указывает на то, что на период инкриминируемого правонарушения приказы председателя N 88-О/Д и Управления Судебного департамента в городе Севастополе N 400 от 25.12.2015 опубликованы не были.
Лица, подлежащие уведомлению в соответствии с требованиями КоАП РФ о рассмотрении жалобы, извещены надлежащим образом.
Изучив жалобу во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Статьей 19.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).
Исходя из положений п. 1 Указа Президента от 18 мая 2009 года N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" данная обязанность возникает в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" определен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы.
Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
Согласно п. 3, п. 4 Постановления Правительства сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей). Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляют: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, - при поступлении на службу; гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судьями судов нижестоящих инстанций, проверкой, проведенной прокурату "адрес" в деятельности ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" выявлен факт привлечения к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного гражданского служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с приказом председателя суда Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N с ФИО3 расторгнут контракт о прохождении службы в государственной гражданской службы.
Согласно приказу председателя Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Перечня федеральных должностей государственной службы Нахимовского районного суда города Севастополя при назначении на которые граждане и при замещений которых, федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" на должность занимаемую ФИО3 в Нахимовском районном суде города Севастополя распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.
На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N (который согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ утерян), приказа и.о. директора ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N о приеме работника на работу, ФИО3 принята в ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в должности - юрисконсульта, о чем в 10-дневный срок в Нахимовский районный суд города Севастополя не направлено уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ.
Факт совершения вменяемого правонарушения и виновность общества подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;- письмом Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх. N с приложением информационной справки, согласно которому уведомления работодателей о трудоустройстве ФИО3 в адрес Управления не поступали, при этом должность, ранее замечаемая указанным лицом, включена в перечень должностей федеральной государственной службы в Нахимовском районном суде города Севастополя, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; приказом председателя Нахимовского районного суда города Севастополя по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N в соответствии с которым ФИО3 назначена на должность помощника судьи; служебным контрактом N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным председателем Нахимовского районного суда города Севастополя и ФИО3, по должности помощника судьи; должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Нахимовском районном суде города Севастополя должность федеральной государственной гражданской службы помощника судьи, утвержденным приказом председателем Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N; приказом председателя Нахимовского районного суда города Севастополя по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым с ФИО3 расторгнут служебный контракт; приказом председателя Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы "адрес", суда "адрес", при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах
и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с приложением в виде перечня; решением о проведении проверки N от ДД.ММ.ГГГГ Прокуратуры Ленинского района города Севастополя; требованием Прокуратуры Ленинского района города Севастополя о предоставлении сведений о копий документов к ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; письмом ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" с приложениями; приказом руководителя ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым ФИО3 назначена на должность юрисконсульта отдела государственных закупок; актом N об отсутствии документов, их копий или других вложений в личном деле работника ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением N к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в трудовой договор в связи с переводом на другую должность ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией юрисконсульта отдела государственных закупок, утвержденной директором ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ; приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым с ФИО4 прекращен трудовой договор; приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым на ФИО5 возложена обязанность директора ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-Л, в соответствии с которым ФИО5 назначен на должность директора ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; трудовым договором Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенным
руководителем Департамента городского хозяйства города Севастополя и директором ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; распоряжением Департамента ФИО1 хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р; приказом (распоряжение) о приеме на работу ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которого ФИО6 принята на должность инспектор-кадры ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"; трудовым договором ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенным между директором ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ФИО6; должностной инструкцией главного специалиста сектора кадровой работы,, утвержденной директором ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" от ДД.ММ.ГГГГ; письменными объяснениями юрисконсульта ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; копией трудовой книжки ФИО3 и иными доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Общества судьями двух судебных инстанций правильно квалифицированы по статье 19.29 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и квалифицировано в соответствии с нормами данного Кодекса и положениями законодательства в области порядка управления.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на рассматриваемое постановление мирового судьи, являлись предметом проверки судьей районного суда, обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и которые базируются на совокупности оцененных, с соблюдением правил оценки, доказательств.
Довод о том, что мировой судья необоснованно сослался на локальный акт председателя суда, в соответствии с которым на должность, занимаемую ФИО3 в Нахимовском районном суде города Севастополя, распространяются ограничения, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, судья суда кассационной инстанции отклоняет, как основанный на неверном толковании приведенных норм действующего законодательства.
Так, при трудоустройстве ФИО3 были представлены сведения о трудовой деятельности, в том числе о прохождении ФИО3 федеральной государственной гражданской службы в Нахимовском районном суде города Севастополя, что подтверждает и формирование уведомления работодателем.
Таким образом, на Учреждение возлагаются обязанности, установленные ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ, ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом, то обстоятельство, что на период инкриминируемого правонарушения приказы председателя N и Управления Судебного департамента в городе Севастополе N от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы не были не освобождает учреждение от исполнения возложенных на него упомянутыми нормативными актами обязанности направить сообщение о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Порядок привлечения ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.8, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ в пределах, установленных санкцией статьи 19.29 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 14 Ленинского судебного района города Севастополя мирового судьи судебного участка N 15 Ленинского судебного района города Севастополя от 28 сентября 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 05 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу представителя Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управления по эксплуатации объектов городского хозяйства" по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что учреждение виновно в привлечении к трудовой деятельности бывшего государственного служащего без уведомления о заключении трудового договора, что нарушает требования антикоррупционного законодательства. Суд оставил в силе решения нижестоящих инстанций о наложении административного штрафа, указав на соблюдение всех процедурных норм при привлечении к ответственности.