Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Лукьяновой Т.Г, Поль Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Республики Алтай на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 марта 2024 г.
по административному делу N 2а-470/2023 по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Чемальского района по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, поддержавшего доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан вышеуказанной категории.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чемальского района в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства проведена проверка деятельности администрации Чемальского района в части исполнения требований Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай" (далее - Закон N 68-РЗ), по результатам которой установлено, что администрацией Чемальского района не формируется достаточное количество земельных участков для целей предоставления гражданам, состоящим на учете и имеющим право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, при этом сформированные земельные участки гражданам льготной категории на протяжении длительного периода времени не предоставляются, в связи с чем граждане, нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, не обеспечены земельными участками, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. На территории Чемальского района на учете как "льготная категория граждан для однократного предоставления в собственность земельного участка" состоит "данные изъяты" человек, в том числе: многодетные семьи - "данные изъяты" молодые семьи - "данные изъяты" ветераны боевых действий - "данные изъяты", инвалиды и семьи, имеющие детей- инвалидов - "данные изъяты". При этом для бесплатного предоставления в собственность администрацией МО "Чемальский район" сформировано лишь 36 земельных участков, которые не предоставляются льготной категории граждан.
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 21 марта 2024 г. административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным бездействие администрации Чемальского района по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность; на администрацию Чемальского района возложена обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу настоящего решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан, вышеуказанной категории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 марта 2024 г. решение Верховного Суда Республики Алтай от 21 марта 2024 г. отменено; принято по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Чемальский район" о признании незаконным бездействия по формированию земельных участков для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, возложении обязанности в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда сформировать земельные участки для предоставления гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность в стопроцентном объеме, обеспечивающим потребности граждан, вышеуказанной категории, отказано.
В кассационном представлении заявитель просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Как установлено судом первой инстанции, на основании представленных в материалы дела доказательств, прокуратурой Чемальского района Республики Алтай в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства проведена проверка деятельности администрации "Чемальский район" в части исполнения требований Закона Республики Алтай N 68-РЗ, по результатам которой установлено, что администрацией МО "Чемальский район" не формируется достаточное количество земельных участков для целей предоставления гражданам, состоящим на учете и имеющим право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка, при этом сформированные земельные участки гражданам льготной категории на протяжении длительного периода времени не предоставляются, в связи с чем граждане, нуждающиеся в бесплатном предоставлении земельных участков, не обеспечены земельными участками, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
При этом, администрацией МО "Чемальский район" сформировано лишь 36 земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность, которые не были предоставлены льготной категории граждан.
20 мая 2022 г. в адрес администрации МО "Чемальский район" прокурором района внесено представление, в котором указано, что перечень земельных участков для бесплатного предоставления в собственность льготным категориям граждан не утвержден, земельные участки льготным категориям граждан в собственность бесплатно не предоставлены, реальных мер к исправлению сложившейся ситуации не принято.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что располагая информацией о количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий льготных категорий граждан, администрация МО "Чемальский район" не решиласвоевременно вопрос об отводе земель под эти цели, возложенную на нее законом обязанность по формированию земельных участков для предоставления льготной категории граждан не исполнила, количество лиц (семей), состоящих в очереди на бесплатное получение земельного участка в собственность, сохраняется, наличие полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, позволяет осуществлять формирование земельных участков, которые в будущем могут быть предоставлены льготным категориям граждан.
Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями подпунктов 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1, статей 3, 6, 6.1, 7, 7.1 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г..N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 февраля 2008 г..N 121-О-О, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела административным ответчиком доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, установила, что администрацией МО "Чемальский район" предпринимаются меры для обеспечения льготной категории граждан земельными участками, а поскольку бездействие предполагает отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Законом, не достижение административным ответчиком соответствующего результата в виде стопроцентного обеспечения земельными участками всех состоящих на учете граждан льготной категории, само по себе не свидетельствует о его бездействии.
Судебная коллегия также указала, что формирование органом местного самоуправления земельных участков в целях предоставления их льготной категории граждан, обусловлено необходимостью соблюдения установленной законом процедуры, требующей значительных временных затрат, в том числе необходимостью изменения категории земельных участков, проведением аукциона на право заключения муниципального контракта, что повлечет значительные траты бюджета муниципального образования, принимая во внимание, что утверждение местного бюджета, действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность принятого по настоящему делу апелляционного определения, заявитель указывает, что в ходе рассмотрения административного дела нашло свое подтверждение незаконное бездействие административного ответчика, что подтверждается наличием очереди граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
Данные доводы подлежат отклонению.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
В соответствии с указанной нормой был принят Закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
Названный региональный нормативный правовой акт относит граждан, имеющих трех и более детей, молодые семьи, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, граждан, являющимся ветеранами боевых действий, инвалидов и семьи, имеющим детей-инвалидов, наряду с другими гражданами (всего шесть категорий), к категории граждан, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно (статьи 3, 4).
Бесплатное предоставление гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района, городского округа в Республике Алтай, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность осуществляется при наличии сформированных для целей бесплатного предоставления гражданам земельных участков, перечень которых не позднее последнего дня каждого квартала утверждает уполномоченный орган. Информация о сформированных земельных участках размещается на официальном интернет-сайте муниципального образования (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) информационном стенде уполномоченного органа. Количество земельных участков, предлагаемых к предоставлению из перечня, для каждой категории граждан рассчитывается пропорционально отношению количества граждан, стоящих на учете в каждой категории граждан, к общему количеству граждан, стоящих на учете во всех категориях граждан. случае, если при расчете количества предоставляемых земельных участков отдельной категории граждан предусматривается предоставление менее одного земельного участка, количество предоставляемых земельных участков равно единице (статья 6).
Судом апелляционной инстанции было установлено, что органом местного самоуправления с 4 октября 2020 г. последовательно проводилась работа по формированию земельных участков, планируемых к предоставлению льготным категориям граждан, имеющих право на их получение, а также их предоставлению, так было сформировано свыше 60 земельных участков, предоставлено более ста, кроме того в целях улучшения условий молодых семей были предоставлены денежные субсидии.
Таким образом, поскольку формирование земельных участков в целях предоставления их льготной категории граждан требует значительных временных затрат, а также, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, выводы суда об отсутствии незаконного бездействия являются правильными, доводы кассационного представления об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения не содержат требований к срокам предоставления земельных участков с даты постановки гражданина на соответствующий учет, само по себе наличие очередности, невозможность предоставления земельного участка непосредственно при постановке на учет не указывают на незаконное бездействие органа местного самоуправления.
Согласно части 6 статьи 6 Закон Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 68-РЗ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" бесплатное предоставление земельных участков в собственность осуществляется в порядке очередности постановки на учет раздельно по каждой категории граждан, указанной в части 1 статьи 3 настоящего Закона. В случае наличия нескольких земельных участков предоставление земельных участков осуществляется в порядке возрастания кадастрового номера.
Как следует из части 8.1 статьи 4 вышеуказанного закона поставленные на учет в соответствии с настоящей статьей граждане, у которых родились одновременно трое и более детей, имеют внеочередное право на получение земельного участка в собственность бесплатно. Очередность предоставления земельных участков при наличии двух и более таких семей определяется по дате постановки их на учет с учетом положений, указанных в частях 1, 1.1 статьи 6 настоящего Закона.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, определённый порядок предоставления земельных участков приведенной выше категории граждан не исключает наличие очередности исходя из даты постановки на учет.
Изложенные в кассационном представлении доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационном представлении, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 21 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.