Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 ноября 2009 г. N Ф04-6847/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2009 г.
Индивидуальный предприниматель М.Е.В., г. Новокузнецк (далее по тексту - предприниматель М.Е.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее по тексту - КУМИ г. Новокузнецка, Комитет) с заявлением, с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании недействительным отказа в реализации преимущественного права на приобретение части отдельно стоящего нежилого здания, расположенного на втором этаже, общей площадью 23,1 кв.м по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, Центральный район, ул. Покрышкина, 22 А, кадастровый номер 42-42-06/058/2005-329, выраженного в письме Комитета от 05.12.2008 г. N 3220/2.ц, а также обязать Комитет устранить допущенные нарушения и направить предложение о заключении и проект договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге.
Заявленные требования мотивированы нарушением Комитетом положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 2, 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
По мнению заявителя, просрочка платежей по договору аренды не может служить основанием для отказа в предоставлении преимущественного права на приобретение арендованного имущества.
Решением от 21.05.2009 г. Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 г. в удовлетворении заявленных предпринимателем М.Е.В. требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель М.Е.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Комитетом до начала судебного заседания не представлен в нарушении требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 11.07.2005 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Новокузнецка Кемеровской области, в лице заместителя председателя Комитета (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем М.Е.В.(арендатор) заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда N 2681-БЦ, со сроком действия с 10.06.2005 г. по 09.06.2010 г..
Согласно вышеуказанному договору предпринимателю М.Е.В передано в аренду встроенное нежилое помещение на 2-ом этаже, расположенное по адресу: г. Новокузнецк, ул. Покрышкина, 22а, площадью 23,1 кв.м.
Указанный договор зарегистрирован в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области 24.10.2005 г. за номером 42-42-06/074/2005-261.
Предприниматель М.Е.В. 25.11.2008 г. обратился в Комитет с заявлением о реализации своего преимущественного права на приобретение арендуемого помещения по договору N 2681-БЦ от 11.07.2005 г. в соответствии с принятым Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и просил Комитет направить в его адрес проект договора купли-продажи арендованного им помещения и договора о его залоге.
Комитет в письме (исх. N 3220/2 от 05.12.2008 г.) отказал предпринимателю М.Е.В. в предоставлении преимущественного права на приобретение арендованного нежилого помещения, ссылаясь на утверждение решения об условиях приватизации муниципального имущества до момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, согласно которому в план приватизации на 2005-2008 арендуемое предпринимателем М.Е.П. нежилое помещение не входит, и наличием у заявителя просрочек платежей арендной платы за период аренды нежилого помещения.
Предприниматель М.Е.В., полагая, что решение Комитета, изложенное в письме от 05.12.2008 г. N 3220/2, принято с нарушением требований, установленных статьями 3, 4 Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды, отказав предпринимателю М.Е.В. в удовлетворении заявленных требований, приняли по существу законные и обоснованные судебные акты, исходя из обстоятельств дела и действующего законодательства на момент принятия оспариваемых судебных актов.
Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее по тексту - Федеральный закон N 159-ФЗ) вступившим в силу с 05.08.2008 г., регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 3 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Закона на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции) субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим имущество, предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при выполнении следующих условий: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 названной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Из анализа вышеуказанной статьи Федерального закона N 159-ФЗ следует, что арендуемое помещение может быть приватизировано хозяйствующим субъектом малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении всех четырех названных условий в совокупности.
Положениями статьи 4 данного Федерального закона предусмотрен порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендованного имущества.
Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 149-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона внесены изменения, согласно которого арендуемое имущество должно находиться во временном владении у субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течении двух и более лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества (данные изменения вступили в силу с 20.07.2009 года). Пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ изложен в следующей редакции "отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона - на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества".
Оставляя без изменения принятое по делу решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных предпринимателем М.Е.В. требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ преимущественное право у субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона, возникает только с 01.01.2009 г. (часть 2 статьи 10 данного Закона).
Из вышеизложенного следует, что вышеуказанные нормы, регулирующие преимущественное право предпринимателя М.Е.В на приобретение арендованного имущества, как на момент обращения с вышеназванным заявлением, так и на дату рассмотрения дела арбитражным судом, в силу не вступили.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Материалами дела подтверждено, что предприниматель М.Е.В, обратился в Комитет с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества, не включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства - 25.11.2008 г. то есть до вступления в законную силу нормы права (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 159), предоставляющей этому предпринимателю таковое право.
Комитетом при рассмотрении заявления предпринимателя М.Е.В. соблюден срок, предусмотренный частью 4 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ для рассмотрения заявления и отказа в приобретении данным предпринимателем арендуемого имущества.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд кассационной вывод считает обоснованными выводы арбитражных судов об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя М.Е.В. о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для изменения и отмены принятых по делу судебных актов согласно статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных арбитражными судами обстоятельств дела на основании исследованных доказательств, которые были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, и у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.05.2009 г. Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 г. по делу N А27-4789/2009-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2009 г. N Ф04-6847/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании