N 88-15831/2024
г. Кемерово 29 июля 2024 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Татаринцевой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 42MS0104-01-2023-002243-89 по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" к Стратиенко Галине Алексеевне, Стратиенко Алексею Ивановичу, Стратиенко Роману Алексеевичу о взыскании задолженности по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района Кемеровской области, и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Топкинского городского судебного района Кемеровской области от 15 ноября 2023 г. и апелляционное определение Топкинского городского суда Кемеровской области от 6 марта 2024 г.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый Город Кемерово" (далее - ООО "Чистый Город Кемерово", общество) обратилось к мировому судье с иском к Стратиенко Г.А. и просило взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Определениями мирового судьи в дело в качестве соответчиков привлечены Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А.
18 октября 2023 г. истец уточнил требования и просил взыскать в свою пользу задолженность по договору за оказание услуг по обращению с ТКО солидарно со Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И. за период с 1 февраля 2020 г. по 28 февраля 2021 г. сумму в размере 1 493, 13 руб, со Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. за период с 1 марта 2021 г. по 30 июня 2021 г. сумму в размер 681, 79 руб, а также расходы государственной пошлины в размере 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района Кемеровской области, и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Топкинского городского судебного района Кемеровской области от 15 ноября 2023 г. исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово" удовлетворены частично, со Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И. в пользу ООО "Чистый Город Кемерово" солидарно взыскана задолженность по договору за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 1 августа 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 804, 02 руб, с 1 мая 2021 г. по 30 июня 2021 г. в размере 229, 72 руб, а всего 1 033, 74 руб.; взыскана солидарно со Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. в пользу ООО "Чистый Город Кемерово" задолженность по договору за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 1 марта 2021 г. по 30 апреля 2021 г. в размере 337, 19 руб.; взысканы солидарно со Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.
Апелляционным определением Топкинского городского суда Кемеровской области от 6 марта 2024 г. решение мирового судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. ставится вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных. В обоснование доводов жалобы кассаторы указывают, что ООО "Чистый Город Кемерово" услуга в период с 1 февраля 2020 г. по 10 февраля 2021 г. не была оказана ответчикам по причине отсутствия оборудованного места (площадки) для размещения ТКО, и общество было лишено возможности оказать потребителю услугу и не понесло никаких затрат по обращению с ТКО.
В силу положений части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при принятии обжалуемых судебных постановлений суд кассационной инстанции не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", находится в собственности ответчика Стратиенко Г.А, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
По указанному адресу в спорный период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2021 г. зарегистрированы ответчики, а именно: с 27 июля 1999 г. - Стратиенко А.И, с 10 ноября 2000 г. - Стратиенко Г.А, с 5 марта 2021 г. по 5 марта 2031 г. - Стратиенко Р.А, что подтверждается адресной справкой УВМ ГУМВД России по Кемеровской области-Кузбассу.
Ответчик Стратиенко Р.А. с 29 апреля 2021 г. проживает и оплачивает услугу по обращению с ТКО по месту своего жительства, которым является квартира, принадлежащая ему на праве собственности, расположенная по адресу: "адрес".
ООО "Чистый Город Кемерово", зарегистрированное 27 марта 2014 г. (ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801), является региональным оператором по обращению с ТКО в соответствии с соглашением от 22 ноября 2018 г, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области.
С 1 июля 2019 г. ООО "Чистый Город Кемерово" осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей; находящихся на территории зоны "Север" Кемеровской области, куда входит в том числе Топкинский муниципальный округ, и обеспечивает транспортирование отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21 июня 2021 г. между ООО "Чистый Город Кемерово" (региональный оператор) и Стратиенко Г.А. (потребитель) заключен договор N об оказании услуг по обращению с ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены договором, обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа на услугу регионального оператора. При заключении договора согласованы все существенные условия, в том числе по объекту недвижимости, количеству проживающих, объему и месту накопления ТКО, способу складирования, периодичность вывоза.
Пунктом 1.3 договора N стороны определили, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 1 февраля 2020 г.
Из приложения к указанному договору N от 21 июня 2021 г. следует, что местом площадки накопления ТКО для жилого дома ответчиков, по адресу: "адрес", является контейнер, расположенный по адресу: "адрес".
При этом документов, необходимых для заключения письменного договора на условиях отличных от типовых, Стратиенко Г.А. не представляла. Протокол разногласий, установленный статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, не составлялся.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования ООО "Чистый Город Кемерово", мировой судья исходил из того, что ответчики пользовались услугами, предоставляемыми ООО "Чистый Город Кемерово", в спорный период, в связи с чем обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, для освобождения от обязанности по оплате услуг по вывозу ТКО, списания образовавшейся задолженности или ее перерасчета оснований не имеется. Размер начисленной платы за услуги по обращению с ТКО мировым судьей проверен и признан арифметически правильным, поскольку произведен на основании тарифов и нормативов потребления, утвержденных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, исходя из количества зарегистрированных и проживающих лиц в жилом доме.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре решения суда первой инстанции согласился с его выводами и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с обжалуемыми судебными постановлениями, полагая их основанным на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 данного Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми, коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктов 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Довод кассатора об отсутствии надлежащей организации мест накопления ТКО в спорный период, повторенный в кассационной жалобе, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получил надлежащую оценку.
Указанный довод не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора. Отдаленность имеющихся контейнеров сбора ТКО от места его проживания не является основанием отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку региональный оператор полномочиями по определению мест (площадок) для сбора ТКО не наделен.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО ближайшее место накопления ТКО к жилому дому ответчиков по адресу: "адрес", организовано администрацией Топкинского муниципального округа с 10 февраля 2021 г. по адресу: "адрес", при этом, как следует из ответа администрацией Топкинского муниципального округа, ранее место накопления ТКО находилось по адресу: "адрес".
Доказательств невозможности использования контейнера, установленного по адресу: "адрес", а также доказательств того, что ответчики обращались в органы местного самоуправления с заявкой на создание собственного места накопления ТКО, ответчиками не представлено. Сама по себе отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора ТКО не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывается.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих ТКО региональному оператору.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных обстоятельств, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Топкинского городского судебного района Кемеровской области, и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Топкинского городского судебного района Кемеровской области от 15 ноября 2023 г. и апелляционное определение Топкинского городского суда Кемеровской области от 6 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Стратиенко Г.А, Стратиенко А.И, Стратиенко Р.А. - без удовлетворения.
Судья Е.В. Татаринцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.