Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Струковой А.А, судей Колпаковой А.В, Колосовой С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-12/2024 (3а-267/2023) по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству культуры Республики Крым о признании недействующим и не подлежащим применению приказа Министерства культуры Республики Крым от 5 июля 2023 года N "данные изъяты" "Об утверждении границ территории и режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Республика ФИО18, "адрес", "адрес", "адрес"" в части включения в границы территории объекта культурного наследия земельного участка с кадастровым номером N
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Крым от 20 марта 2024 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А, объяснения представителя ФИО1 - Торяник Я.А, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов жалобы представителя Министерства культуры Республики Крым - ФИО8, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, пояснения генерального директора ООО " "данные изъяты"" - ФИО9, а также Хайрединовой Э.А, считавшим решение законным и обоснованным, заключение прокурора третьего отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства культуры Республики Крым от 5 июля 2023 года N 179-ОКН утверждены границы территории и режимы использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен", местоположение: Республика Крым, "адрес", "адрес", "адрес".
Приказ размещен 13 июля 2023 года в государственной информационной системе Республики ФИО18 " "данные изъяты" "данные изъяты" учетом требований приказа Министерства культуры РФ от 1 сентября 2015 года N 2328 "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию", после чего приказ от 5 июля 2023 года N 179-ОКН вступил в силу и подлежит применению до настоящего времени.
ФИО1 обратился 9 октября 2023 года в Верховный Суд Республики Крым с указанным административным исковым заявлением к Министерству культуры Республики Крым, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 8 августа 2016 года ФИО1 с 29 августа 2016 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175 площадью 32595 кв.м из состава земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, местоположение: Республика ФИО18, "адрес", "адрес" N.
В течение 2016-2018 г.г. ФИО1 принимал меры для включения данного земельного участка в границы населенного пункта с отнесением к землям общественно-деловой постройки в целях осуществления деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Как указывает административный истец, генеральным планом муниципального образования Красномакского сельского поселения "адрес", утвержденным решением "адрес" совета Республики Крым от 6 декабря 2018 года N 778, земельный участок с кадастровым номером N, а правилами землепользования и застройки Красномакского сельского поселения, утвержденными решением "адрес" совета Республики ФИО18 от 25 марта 2019 года N 838, данный участок отнесен к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, на территории которой допускалось размещение, помимо прочего, объектов торговли, магазинов, объектов гостиничного обслуживания, туристического обслуживания.
Однако приказом Министерства культуры Республики ФИО18 от 5 июля 2023 года N 179-ОКН территория земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175 включена в границы объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" в нарушение положений статей 3.1, 18, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2022 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, а также Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 4 июня 2015 года N 1745, поскольку рассматриваемая территория не входила когда-либо в состав объекта культурного наследия "данные изъяты"", который располагался в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 433400 кв.м из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - историческая, переданного на основании государственного акта на право пользования землей от 28 июля 1959 года в постоянное (бессрочное) пользование Бахчисарайскому историко-археологическому музею.
Кроме того, указывал, что на основании открытого листа от 28 июня 2021 года N и в соответствии с договором от 18 февраля 2022 года N, заключенным между ФИО1 и ООО " "данные изъяты"", на земельном участке с кадастровым номером N были выполнены научно-исследовательские археологические (полевые) работы, в том числе заложено 4 шурфа, и признаков культурного слоя и археологического материала не выявлено, о чем, как утверждает административный истец, также указано в акте государственной историко-культурной экспертизы раздела, обосновывающего меры по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Культурный слой пещерного города на плато " "данные изъяты"" (применительно к указанному земельному участку), согласованному Министерством культуры Республики Крым 6 октября 2022 года N.
Ссылается на то, что разрешение (открытый лист) от 6 июля 2022 года N был выдан Министерством культуры РФ ФИО17 на право проводить археологические раскопки на территории другого объекта культурного наследия - на территории выявленного объекта археологического наследия " "данные изъяты"", вследствие чего все полученные на основании этого разрешения (открытого листа) данные не могли быть использованы в составе документации по обоснованию границ объекта культурного наследия " "данные изъяты"", о соответствующих работах ФИО1 как собственник земельного участка не уведомлялся, копия разрешения (открытого листа) ему и органам местного самоуправления не направлялась.
С учетом изложенного ФИО1, ссылаясь на то, что вследствие включения в границы территории объекта культурного наследия земельного участка с кадастровым номером N фактически запрещена какая-либо хозяйственная деятельность, просил признать не действующим и не подлежащим применению приказ Министерства культуры Республики Крым от 5 июля 2023 года N 179-ОКН "Об утверждении границ территории и режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"", расположенного по адресу: Республика ФИО18, "адрес", "адрес", "адрес"" в части включения в границы территории объекта культурного наследия земельного участка с кадастровым номером N.
В ходе производства по делу представитель административного истца дополнил основания заявленных требований, указывая, что Министерство культуры Республики ФИО18 не обладало полномочиями по утверждению границ территории и режимов использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.
Полагал, что границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен" установлены в отсутствие надлежащего историко-культурного обоснования и исследований, обосновывающих историческую и функциональную связь территории земельного участка с кадастровым номером N с объектом "Руины пещерного города "Эски-Кермен" при том, что в соответствии с проектом предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия археологические шурфы закладывались на земельном участке с кадастровым номером N, а сведений о закладке шурфов в пределах участка с кадастровым номером N не имеется.
Обращал внимание на то, что согласно представленным в суд материалам "Проведение археологических исследований с целью определения наличия (отсутствия) объектов археологического наследия в границах земельного участка с кадастровым номером N" в границах данного земельного участка выявлены археологические объекты (развал стены, развал постройки, обломок скалы с вырубками) на совокупной площади около 1% от общей площади земельного участка, при этом необходимость включения в границы территории объекта культурного наследия всей площади земельного участка с кадастровым номером N не доказана.
Считал, что работы по установлению границ объекта культурного наследия выполнены в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" без привлечения кадастрового инженера.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3 культуры Республики ФИО18, департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Республики ФИО18, администрации Красномакского сельского поселения и "адрес", отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы администрации "адрес", ООО " "данные изъяты"", ФИО17
Решением Верховного Суда Республики ФИО18 от 20 марта 2024 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что оспариваемый приказ от 5 июля 2023 года N 179-ОКН принят Министерством культуры Республики Крым за пределами его полномочий в отсутствие надлежащего обоснования правомерности включения рассматриваемой территории в границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города " "данные изъяты"" на основании документации, разработанной в отношении другого объекта - выявленного объекта археологического наследия " "данные изъяты"", которые представляют собой самостоятельные объекты культурного наследия. Настаивает на том, что работы по установления границ объекта культурного наследия выполнены в нарушение Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ ввиду отсутствия сведений о привлечении кадастрового инженера к определению координат (характерных поворотных точек) границ. Полагает ошибочными изложенные в мотивировочной части решения суждения о том, что объект культурного наследия "Руины пещерного города " "данные изъяты"" был включен в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики Крым в состав Российской Федерации. Утверждает, что вопреки выводам суда первой инстанции оспариваемым приказом нарушены право административного истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением, в том числе для проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем Министерства культуры Республики Крым поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, каких-либо ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания, не заявили.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Принимая во внимание, что административный истец с 2016 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175 площадью 32595 кв.м из состава земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, который приказом Министерства культуры Республики Крым от 5 июля 2023 года N 179-ОКН включен в границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен", вследствие чего в отношении данного участка установлен особый режим использования земель, включая запрет на строительство новых объектов капитального строительства, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по археологическому изучению и сохранению объекта культурного наследия, ФИО1 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и, следовательно, обладает законным правом на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
По делу установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года N 2073-р объект культурного наследия " "данные изъяты" " "данные изъяты"", вид объекта - ансамбль, отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, указанный объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регистрационный N.
На основании части 1 статьи 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия, за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, :
- государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:
ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия.
В силу части 2 статьи 33 названного Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия (пункт 3); установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (пункт 10).
Из приведенных норм следует, что установление границ территории и режимов использования земель в границах территории объекта культурного значения федерального значения (за исключением территории достопримечательного места федерального значения) является полномочием, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В части 5 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Из содержания этой нормы во взаимосвязи с положениями части 7 статьи 18 настоящего Федерального закона следует, что решение об утверждении границ территории объекта культурного наследия принимается непосредственно федеральным органом только при принятии решения о включении объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
В то же время, объект культурного наследия "Руины пещерного города "Эски-Кермен", расположенный на территории Республики Крым, был включен в реестр в ином порядке, предусмотренном частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля. 2015 года N 9-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которой в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона объекты культурного наследия, указанные в части 2 настоящей статьи, могут быть отнесены актом Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Для подготовки представления федерального органа охраны объектов культурного наследия и принятия Правительством Российской Федерации решения об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, не требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы, указанной в статье 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
При этом согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля. 2015 года N 9-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым... " границы и особый режим использования территорий, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета ФИО3 УССР от 24 августа 1963 года N "Об упорядочении дел учета и охраны памятников архитектуры на территории УССР" памятник архитектуры " "данные изъяты"" взят на государственный учет.
Постановлением Совета ФИО3 УССР от 21 июля 1965 года "Об утверждении списка памятников искусства, истории и археологии УССР" памятник археологии " "данные изъяты"" включен в список памятников искусства, истории и археологии республиканского значения УССР, пребывающих под охраной государства.
Решением Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года N "Об улучшении учета, охраны, реставрации и эксплуатации памятников архитектуры "адрес"" утверждено текстовое описание охранной зоны и зоны регулирования застройки.
В соответствии с решением Крымского облисполкома от 15 января 1980 года N "Об утверждении охранных зон на памятники истории и культуры" установлена охранная зона общей площадью около 60 га.
Решением Крымского облисполкома от 20 февраля 1990 года N "О взятии под государственную охрану вновь выявленных памятников, уточнении границ охранных зон вокруг мест массовых казней и захоронений советских граждан" в список объектов, входящих в комплекс пещерного города "Эски-Кермен", включено 12 внутрикомплексных памятников.
Постановлением ФИО2 от 27 декабря 2001 года "О внесении памятников истории, монументального искусства и археологии национального значения в Государственный реестр недвижимых памятников ФИО2" памятников археологии "Городище и могильник Эски-Кермен" включены в соответствующий Перечень.
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, объект культурного наследия " "данные изъяты"" был включен в перечни (списки, реестры) объектов культурного наследия на день принятия Республики ФИО18 в состав Российской Федерации (в том числе выявленные объекты культурного наследия), вследствие чего к спорным правоотношениям в полной мере применимы положения частей 2, 3, 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 9-ФЗ.
Решением Крымского облисполкома от 22 мая 1979 года N 284 "Об улучшении учета, охраны, реставрации и эксплуатации памятников архитектуры Крымской области" в приложении N 2 установлено описание охранных зон и зон регулируемой застройки для памятников архитектуры Крымской области, в том числе в пункте 17 - для средневековой крепости - " "данные изъяты"" (вблизи "адрес" "адрес" и средневековое укрепление "адрес".
Поскольку определить точное местоположение указанной охранной зоны не представляется возможным в связи с отсутствием перечня координат характерных точек границ охранной зоны, Министерством культуры Республики ФИО18, которое является исполнительным органом государственной власти Республики ФИО18, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в Республике ФИО18 в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Совета ФИО3 Республики ФИО18 от 27 июня 2014 года N, оспариваемым приказом от 5 июля 2023 года N-ОКН правомерно, в пределах своей компетенции, утверждены границы территории и режимы использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен".
С учетом изложенного доводы ФИО1 о принятии оспариваемого нормативного правового акта неуполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым коллегия находит на неправильном толковании вышеприведенных законоположений и не основанным на материалах дела.
Согласно статье 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (часть 1); в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (часть 2).
В силу части 3 этой же статьи границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия установлены приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 года N.
При разработке оспариваемого приказа установленные требования соблюдены.
Так, из материалов дела следует, что с 1928 года на плато горы Эски-Кермен проводили работы экспедиции Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), Музея антропологии и этнографии (МАЭ), Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) и в ходе этих работ были раскопаны оборонительные сооружения вдоль западного и восточного обрывов, трехнефная базилика в центре города, расчищены пещерные храмы; на склоне южного края плато зачищена вырубленная в скале подъемная дорога, ведущая к главным воротам.
В 1936-1937 г.г. работы велись на двух участках: в восточной части плато у восточной калитки и в 130 м к северу от нее: рядом с восточной калиткой выявлены основания стен двух прямоугольных зданий, разделенных проулком, на втором участке зачищены руины двух прямоугольных кварталов, разделенных улицей шириной 2 м, в одном из кварталов раскрыли остатки усадьбы и часовни, в другом - остатки трех усадеб. На восточном склоне плато выявлен принадлежавший обитателям города-крепости Эски-Кермен могильник раннесредневекового периода. К югу от плато в балке Бильджеран исследованы остатки водопроводной системы.
В 1978-1982 г.г. экспедицией Отдела археологии ФИО18 Института археологии АН УССР продолжено изучение некрополя и базилики, также экспедицией раскопано на восточном склоне плато 164 погребальных сооружения, расчищены северная сторона главной базилики и пристроенная к наружному углу северного нефа часовня.
С 2003 года по настоящее время совместной экспедицией ФГБУН " "данные изъяты"" (ИАК РАН) и научно-исследовательского центра Истории и археологии ФИО18 (НИЦ ИАК) ФГАОУ ВО " "данные изъяты". "данные изъяты"" под руководством ФИО11 и ФИО17 ведутся планомерные археологические исследования на средневековом городище "адрес"
Так, вскрыты и полностью исследованы участок оборонительной стены около каземата и каменоломня у подъемной дороги, открыты самые ранние погребальные сооружения последней четверти VI-VII века на юго-восточном склоне плато и некрополь ХIII века около храма " "данные изъяты"", полностью раскопан квартал 1 и юго-западный угол квартала 2 с однонефным храмом.
С 2018 года начато изучение центральной части средневекового города, где, предположительно, располагаются руины наиболее богатых кварталов и административный центр.
Материалы из раскопок хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Центрального музея Тавриды и Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
На основании разрешения (открытого листа), выданного Министерством культуры Российской Федерации 26 июня 2021 года N ФИО12 на право проведения археологических полевых работ на территории Бахчисарайского, Симферопольского, Белогорского, "адрес"ов Республики ФИО18 и "адрес", сотрудниками ООО " "данные изъяты"" на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем ФИО13 договора на проведение научно-исследовательских археологических работ от 18 февраля 2022 года N была проведена археологическая разведка с целью установления наличия/отсутствия объектов, обладающих признаками объектов археологического наследия в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В результате этих работ были зафиксированы следующие объекты: развал стены N 1 на грунтовой дороге, развал постройки на грунтовой дороге, обломок скалы с вырубками у северо-восточного подножия горы Эски-Кермен к юго-западу от грунтовой дороги, развал стены N 2 на грунтовой дороге.
В границах указанного земельного участка было заложено 4 стратиграфических шурфа, в которых, как верно указывает административный истец, признаков культурного слоя и археологического материала не обнаружено.
То же время, несмотря на отсутствие культурного слоя в этих стратиграфических шурфах, в разработанной документации в размере "Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия" указано, что территория исследований полностью расположена в границах территории выявленного объекта археологического наследия " "данные изъяты"".
Данный вывод подтвержден актом государственной историко-культурной экспертизы от 11 августа 2022 года, выполненным аттестованным в Министерстве культуры РФ экспертом ФИО14, в составе которого имеется раздел, обосновывающий меры по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия " "данные изъяты"" в границах земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175.
В названном акте государственной историко-культурной экспертизы отражено, что земельный участок с кадастровым номером 90:01:120501:175 находится на восточном склоне плато Эски-Кермен, на вершине которого расположен город-крепость, а также на склоне находится могильник и раннесредневековое поселение, являющиеся неотъемлемой частью памятника Эски-Кермен, связанные с ним исторически и функционально.
Приказом Министерства культуры Республики ФИО18 от 24 июня 2022 года N 370-ОКН в Перечень выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Республики ФИО18, включен объект "Культурный слой пещерного города на плато "данные изъяты"", последняя четверть VI - ХIV в.в.
В последующем приказом Министерства культуры Республики ФИО18 от ДД.ММ.ГГГГ N-ОКН утверждены границы территории названного выявленного объекта археологического наследия "Культурный слой пещерного города на плато Эски-Кермен".
На основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ N ООО " "данные изъяты"" выполнило научно-исследовательские работы комплексного исследования и учета объектов археологического наследия, а именно: разработку и утверждение границ территорий и предметов охраны объектов археологического наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля. 2015 года N 9-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики ФИО18 и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО18 и города федерального значения Севастополя", в том числе объекта культурного значения федерального значения " "данные изъяты"".
Археологические исследования были проведены на основании разрешения (открытого листа) от 3 августа 2021 года, выданного Министерством культуры РФ заместителю директора по научной работе ФГБУН " "данные изъяты"" ФИО17, стаж работы которой в данной сфере составляет более 30 лет.
Как следует из материалов дела, с целью определения границ территории данного объекта был выполнен комплекс историко-культурных исследований, включая изучение архивно-библиографических данных о ранее проведенных археологических работах, опубликованных источников, исторических карт, проведение полевых археологических работ в целях детального визуального обследования территории плато горы Эски-Кермен, склонов плато и подножия горы, а также закладка разведочных археологических шурфов с целью определения территории распространения культурного слоя ансамбля.
Всего в рамках комплексных исследований было заложено 12 археологических шурфов и 2 раскопа с целью уточнения границы выявленного объекта археологического наследия "Культурный слой пещерного города на плато Эски-Кермен", который является внутрикомплексным объектом культурного наследия федерального значения - ансамбля " "данные изъяты"".
Для определения восточной границы памятника у долине Текме-Таш у подножия восточного склона горы Эски-Кермен были заложены археологические шурфы NN 8-10 в непосредственной близости и на территории земельного участка с кадастровым номером N, в каждом из которых выявлен культурный слой, содержащий керамический материал VI-VII в.в.
При этом в материалах по обоснованию включения земельного участка с кадастровым номером N в границы ансамбля "Руины пещерного города "Эски-Кермен" отмечено, что наличие культурного слоя в шурфах, расположенных между собой на расстоянии 315 м, следы строительных сооружений, зафиксированных в шурфе N 8 (остатки фундамента мощной стены, сложенного на грязевом растворе из крупных камней со следами подтески), позволяет говорить о раннесредневековом поселении, расположенном на восточном склоне плато горы Эски-Кермен и у его подножия, связанного с функционированием города-крепости Эски-Кермен на плато горы.
Для определения границ распространения культурного слоя этого поселения на противоположной, восточной стороне долины Текеме-Таш у подножия горного массива Зангурма были заложены дополнительные шуры NN 11 и 12, в шурфе N 11 археологический материал не обнаружен, а в шурфе N 12 зафиксированы фрагменты керамики раннесредневекового периода IХ - ХI в.в.
Таким образом, в результате многолетних исследований, проводившихся на Эски-Кермене, установлено, что территория объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен" не ограничивается исключительно пределами горного плато (его вершиной и склонами, то есть земельным участком с кадастровым номером N, который передан в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ Республики Крым " "данные изъяты""), а включает в себя и подножие этого плато, а также большую часть долин, примыкающих к нему, включая территорию земельного участка с кадастровым номером N на восточном склоне плато Эски-Кермен.
Статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что ансамбли - это четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
Согласно разделу документации "Проект предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города " "данные изъяты"", разработанному ООО "данные изъяты"", на территории ансамбля расположены следующие объекты, общие характеристики или отдельные элементы которых представляют историко-культурную ценность и обеспечивают полноту восприятия ансамбля: южный, восточный, северный, западный комплексы пещерного города на плато Эски-Кермен, руины кварталов на главной "адрес", руины главной базилики пещерного города на плато Эски-Кермен, руины северных кварталов пещерного города на плато "данные изъяты", некрополь на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен, культурный слой пещерного города на плато Эски-Кермен.
При этом в обосновывающих материалах отмечено, что охране подлежит, в том числе, месторасположение объектов в структуре ансамбля, а выявленный объект культурного наследия " "данные изъяты"" является внутрикомплексным объектом культурного наследия федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен" и полностью повторяет его контур.
Определение границ выполнено в соответствии с пунктами 7.6.2, 7.6.3 Методики определения границы объекта археологического наследия, разработанной Институтом археологии РАН и рекомендованной к применению письмом Минкультуры от 27 января 2012 года N-АБ, согласно которым граница территории археологического наследия, расположенного на естественном возвышении (холм, останец, мыс, дюна и др.) может быть определена по подошве естественного возвышения. В этом случае в территорию объекта археологического наследия включают склоны естественного возвышения как неотъемлемую часть объекта археологического наследия при условии, что культурный слой, археологические объекты и т.д. не распространяются за пределы естественной среды возвышения. В случае, если культурный слой, археологический объект, археологический материал (находки и предметы), связанные с каким-либо этапом функционирования объекта археологического наследия, расположен за пределами границ, определяемых по подошве естественного возвышения, необходимо определить территорию распространения слоя (объектов, материала) для включения ее в границы территории объекта археологического наследия.
Вопреки доводам административного истца, положений Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденные приказом министерства культуры Российской Федерации от 4 июня 2015 года N 1745, соблюдены, а ссылки на произвольное определение границ территории объекта культурного значения федерального значения "Руины пещерного города "Эски-Кермен" с включением принадлежащего ФИО1 земельного участка опровергнуты вышеперечисленными материалами и документами.
То обстоятельство, что археологические объекты выявлены на незначительной части земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175 (около 1% от общей площади участка), сами по себе не свидетельствуют о неправомерности включения в границы объекта культурного наследия участка общей площадью 32 595 кв.м при том, что исследовательские работы на остальной части данного участка не проводились, а на исследованных частях участка обнаружено значительное количество археологических объектов.
Определение координат характерных точек по границе территории объекта культурного наследия федерального значения " "данные изъяты"" выполнены геодезистом ФИО15, измерения проведены посредством спутниковой геодезической аппаратуры, поверенной в установленном порядке, погрешность при определении координат в полевых условиях составляет 15-20 см.
Ссылки ФИО1 на то, что археологические работы выполнены на основании разрешения (открытого листа) от 3 августа 2021 года, выданного ФИО17, в отсутствие соответствующего уведомления его как собственника земельного участка с кадастровым номером 90:01:120501:175, основаны на неправильном толковании закона при том, что в силу части 6 статьи 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ не требуется уведомление собственника земельного участка о предстоящих археологических полевых работах, а соответствующие уведомления в администрацию сельского поселения и в администрацию Бахчисарайского района были своевременно направлены.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции и не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, постановилрешение об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Крым от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.