Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семейкиной С.А.
судей Колосовой С.И, Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-18/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвест" к государственному бюджетному учреждению "Центр технической документации и кадастровой оценки Республики Ингушетия" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и ее установлении в размере рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя государственного бюджетного учреждения "Центр технической документации и кадастровой оценки Республики Ингушетия" на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 декабря 2023 года, которым административные исковые требования ООО "Энергоинвест" удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя ООО "Энергоинвест" Алмазова А.М, правительства Республики Ингушетия Добриеву Л.З, государственного бюджетного учреждения "Центр технической документации и кадастровой оценки Республики Ингушетия" Цурову Л.Х, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвест" обратилось в Верховный Суд Республики Ингушетия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и установлении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества в размере, установленном отчетом оценщика N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимого имущества: КТП/ЛЭП с кадастровым номером 06:01:0000000:714; КТП/ЛЭП с кадастровым номером 06:05:0000000:622; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N; ЛЭП (ВЛ 203) с кадастровым номером N всего в количестве 1065 шт.; нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"; нежилое здание (гараж) с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", установленная кадастровая стоимость затрагивает его права и законные интересы, как собственника объектов недвижимого имущества, поскольку влечет за собой увеличение налоговых платежей.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 декабря 2023 г. административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по состоянию на дату оценки 1 января 2021 года в отношении следующих объектов недвижимого имущества равной рыночной: КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - в размере 6 041 000 рублей, КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - в размере 20 259 000 рублей, КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - в размере 1 181 000 рублей; КТП/ЛЭП с кадастровым номером N в размере 2 263 000 рублей, КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - в размере 12 469 000 рублей, КТП/ЛЭП с кадастровым номером N в размере 7 938 000 рублей, КТП/ЛЭП с кадастровым номером N в размере 6 671 000 рублей, ЛЭП с кадастровым номером N в размере 10 083 000 рублей, нежилого здания, площадью 952, 9 кв.м, кадастровый номер N, адрес: "адрес" в размере 6 071 000 рублей, нежилого здания (гараж), площадью 312 кв.м, кадастровый номер N, адрес: "адрес" - в размере 2 324 000 рублей.
Датой обращения ООО "Энергоинвест" с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 21 марта 2023 г.
В апелляционной жалобе представитель государственного бюджетного учреждения "Центр технической документации и кадастровой оценки Республики Ингушетия" считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Энергоинвест" Алмазов А.М, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Верховным судом Республики Ингушетия, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Представители правительства Республики Ингушетия Добриева Л.З, государственного бюджетного учреждения "Центр технической документации и кадастровой оценки Республики Ингушетия" Цурова Л.Х, участвующие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Верховным Судом Республики Ингушетия, считают решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником оспариваемых объектов недвижимого имущества.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами по состоянию на 01.01.2021 года определена на основании постановления правительства Республики Ингушетия от 30.11.2020 г. N 162 и составляет:
в отношении электросетевого имущества (КТП/ЛЭП) в количестве 1065 штук:
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 549 488 184, 94 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 2 161 949 272, 23 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 143 649 431, 10 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 5 551 198, 35 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 1 041 453 082, 59 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 25 596 486, 69 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 9 261 644, 29 руб.;
- ЛЭП (ВЛ 203) с кадастровым номером N - 876 805 299, 98 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером N - 8 819 166, 84 руб.;
- нежилого здания (гараж) с кадастровым номером N - 3 251 198, 66 руб.
Государственным бюджетным учреждением "Центр технической документации и кадастра Республики Ингушетия" принято решение о перерасчете кадастровой стоимости на следующие объекты недвижимого имущества на эту же дату:
- ЛЭП (ВЛ 203) с кадастровым номером N - 39 396 905, 81 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 13 033 248, 31 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 32 396 905, 81 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 2 191 262, 51 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N -24 980 392, 60 руб.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО7, в соответствии с которым рыночная стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2021 г. составляет:
Электросетевое имущество (КТП/ЛЭП) в количестве 1065 штук:
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 6 041 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 20 259 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 1 181 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 2 263 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 12 469 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 7 938 000 руб.;
- КТП/ЛЭП с кадастровым номером N - 6 671 000 руб.;
- ЛЭП (ВЛ 203) с кадастровым номером N - 10 083 000 руб.
- нежилого здания с кадастровым номером N - 6 071 000 руб.;
- нежилого здания (гараж) с кадастровым номером N - 2 234 000 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленный административным истцом отчет оценщика, пришел к выводам о том, что он содержит подробное описание проведенного исследования, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов недвижимого имущества, выводы оценщика мотивированы и не допускают однозначного толкования.
При вынесении решения судом первой инстанции была установлена кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2021 г. на основании отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец исходил из того, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества может оказывать влияние на определение величины налога на имущество организаций и возможность применения специальных налоговых режимов, в связи с чем затрагивает права и интересы юридического лица.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Согласно правовому регулированию налоговых правоотношений, объектом которых является имущество организаций, налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются: 1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса; 2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1);
налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2); объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства (подпункт 3); жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (подпункт 4).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ установлено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Аналогичное правовое регулирование правоотношений в сфере налогообложения организаций предусмотрено и положениями Закона Республики Ингушетия "О налоге на имущество организаций" от 24 ноября 2003 г. N 59-РЗ.
Положениями ст.378 НК РФ установлены виды объектов недвижимого имущества облагаемых, вопреки общему правилу, не из среднегодовой их остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а из кадастровой стоимости. При этом для применения такого особого порядка необходимо, чтобы объект недвижимости был включен в специальный перечень на уровне каждого субъекта Российской Федерации (п.п.7, 7.1 ст.378.2 НК РФ).
Объекты недвижимого имущества, принадлежащие административному истцу, не относятся к недвижимому имуществу, в отношении которого налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Из сведений, представленных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия от 04.07.2024 г. N 4233 следует, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N отсутствуют в перечне объектов по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанные обстоятельства подтверждаются также сведениями Управления федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия, представленными по запросу суда апелляционной инстанции, из которых следует, что ООО "Энергоинвест" применяет упрощенную систему налогообложения и в соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты налога на имущество организаций. Принадлежащие юридическому лицу объекты недвижимого имущества не включены в перечень объектов недвижимого имущества Республики Ингушетия, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то есть данные объекты освобождены от налогообложения.
Эти обстоятельства подтверждаются также решением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2024 г, которым признано недействительным решение ИФНС России N 26 по Москве от 30.03.2023 г. N 06-15/2725 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения ФНС России от 27.10.2023 г. N БВ33-9/14046 в части доначисления налога на имущество в размере 9 486 095 рублей и штрафа по налогу на имущество в размере 3 794 438 рублей.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств наличия юридически значимых обстоятельств, в силу которых оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества затрагиваются его права и обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Выводы суда первой инстанции противоречат системному толкованию положений части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которым необходимым условием для оспаривания кадастровой стоимости является заинтересованность лица, обращающегося в комиссию или суд с таким требованием, то есть если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этого лица.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
С учетом изложенного решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 декабря 2023 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 декабря 2023 года - отменить, прекратить производство по административному делу по административному иску ООО "Энергоинвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.