Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Семейкиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозом В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Публичного акционерного общества "Россети Юг" на определение Астраханского областного суда от 06.05.2024 г. о прекращении административного дела по административному исковому заявлению ПАО "Россети Юг" к службе по тарифам Астраханской области о признании не действующим постановления службы тарифов Астраханской области от 21.02.2023 г. N 3 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.11.2022 г. N 185"; постановления службы по тарифам Астраханской области от 28.03.2023 г. N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.11.2022 г. N 185".
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Семейкиной С.А, представителей ПАО "Россети Юг" Щуклинову Е.А, Козыреву И.В. по доводам частной жалобы, представителя службы по тарифам Астраханской области Меркулову О.А, прокурора Коган Я.М.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Юг" обратилось в Астраханский областной суд к службе по тарифам Астраханской области о признании недействующими постановление службы по тарифам Астраханской области от 21 февраля 2023 N 3 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185" и постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 марта 2023 N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185".
Определением Астраханского областного суда от 6 мая 2024 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Юг" к Службе по тарифам Астраханской области о признании недействующими постановление Службы по тарифам Астраханской области от 21 февраля 2023 N 3 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185" и постановление Службы по тарифам Астраханской области от 28 марта 2023 N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185" прекращено.
Не согласившись с постановленным определением суда о прекращении производства по административному делу, представитель ПАО "Россети Юг" обратился в Третий апелляционный суд общею юрисдикции с частной жалобой, в которой просит определение отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело для рассмотрения в Астраханский областной суд.
В возражениях на частную жалобу представитель службы по тарифам Астраханской области считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, частную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы осуществлено в судебном заседании.
В судебном заседании представители ПАО "Россети Юг" Щуклинова Е.А, Козырева И.В, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Астраханским областным судом, считают определение Астраханского областного суда от 6 мая 2024 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам частной жалобы.
Представитель службы по тарифам Астраханской области Меркулова О.А, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Астраханским областным судом, считает определение Астраханского областного суда от 6 мая 2024 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, частную жалобу ПАО "Россети-Юг" без удовлетворения.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы и возражений, выслушав явившихся лиц, прокурора Коган Я.М, полагавшей определение Астраханского областного суда от 6 мая 2024 г. незаконным и подлежащим отмене, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из обстоятельств дела следует, что решением Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г. административное исковое заявление ПАО "Россети Юг" к службе по тарифам Астраханской области о признании не действующим постановления Службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 N 14 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 N 216" в части приложения N 1, приложения N 2, приложения N 5 удовлетворено частично.
Приложение N 5 "НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части НВВ филиала ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на 2021 г. в редакции приложения N 5 к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г. N 14 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216"; приложение N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 г." к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г. N 14 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216"; приложение N 2 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2021 г." к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 31 мая 2021 г.N 14 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. N 216" в части НВВ филиала "Астраханьэнерго" (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2021 г, признаны не действующими с даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г. решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
Во исполнение указанных судебных актов службой по тарифам Астраханской области принято постановление от 28 ноября 2022 N 185 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 годов", которым утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2022, 2023, 2024, 2025, 2026, 2027 годы, согласно приложению N 1 к постановлению; необходимая валовая выручка филиала ПАО "Россети Юг"- "Астраханьэнерго" без учета расходов на компенсацию потерь электрической энергии на 2023 год, согласно приложениям N2, N 6 к постановлению (т.1 л.д.28-58).
Согласно приложению N 6 к постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 г. N 185 НВВ филиала ПАО "Россети Юг"- "Астраханьэнерго" на 2023 г. составляет 4232757, 19 (т.1 л.д.58).
Принимая указанное постановление, с учетом решения Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г, службой по тарифам Астраханской области учтены заявленные административным истцом расходы по статьям:
- по статье "Выплаты Совету директоров и ревизионной комиссии"
- по статье "Корректировка необходимой валовой выручки на 2021 год с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг за 2019 г."
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2022 г. решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г. изменены, из мотивировочной части решений исключен вывод об экономической необоснованности и документальной
неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2021 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 794 876, 27 тысяч рублей, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 год по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 589 982, 54 тысяч рублей, а также расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям в размере 27 108, 5 тысяч рублей.
В остальной части решение Астраханского областного суда от 26 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 31 августа 2022 г. оставлены без изменения.
Во исполнение кассационного определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 декабря 2022 г. административным ответчиком принято оспариваемое постановление от 21 февраля 2023 N 3 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185".
Пунктом 1 данного постановления в постановление от 28 ноября 2022 N 185 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 годов" внесено изменение, изложив приложение N 6 к постановлению в новой редакции согласно приложению.
Из приложения к постановлению от 21 февраля 2023 N 3 НВВ филиала ПАО "Россети Юг"- "Астраханьэнерго" на 2023 г. составляет 4323757, 19 (т.1 л.д.61)
Оспариваемым постановлением от 21 февраля 2023 N 3 учтены заявленные административным истцом расходы по следующим статьям:
- по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)", - по статье "Корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2019 г. по статье "Проценты за кредит", - по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей по приборам учета.
Указанные расходы учтены в тарифах и НВВ организации на 2024- 2027г.г.
Решением Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. административное исковое заявление Публичного акционерного общества "РоссетиЮг" к службе по тарифам Астраханской области о признании частично не действующим постановления службы по тарифам Астраханской области от 28.12.2021 N 181 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 N 216" в части приложения N 1, приложения N 2, приложения N 5 удовлетворено частично.
Приложение N 1 "Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год" к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2021 N 181 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области"; приложение N 2 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2022 год" к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2021 N 181 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части НВВ филиала ПАО ""Россети" ЮГ" - "Астраханьэнерго" (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области на 2022 год в размере 3801739, 13 тыс. рублей; приложение N 5 "НВВ филиала ПАО ""Россети" ЮГ" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к постановлению службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2021 N 181 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 N 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" в части установления НВВ филиала ПАО "Россети ЮГ" - "Астраханьэнерго" на 2022 год в размере 3801739, 13 тыс. рублей - признаны не действующими с даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 января 2023 г. решение Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. изменено: исключено из мотивировочной части решения вывод об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности неподконтрольных расходов на 2022 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 758 053, 23 тыс. руб, корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г. по статье "Проценты за кредит (расходы по обслуживанию заемных средств)" в размере 531 598, 93 тыс. руб. и расходов по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям" в размере 18 378, 29 тыс. руб.
В остальной части решение Астраханского областного суда от 20 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
Во исполнение данных судебных актов службой по тарифам Астраханской области принято постановление от 28 марта 2023 г. N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 ноября 2022 N 185" (опубликован Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области", N 13, 06.04.2023 (т.1 л.д. 157 - 158).
Пунктом 1 данного постановления в постановление от 28 ноября 2022 N 185 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 годов" внесено изменение, изложив приложение N 6 к постановлению в новой редакции согласно приложению.
Из приложения к постановлению от 21 февраля 2023 N 3 НВВ филиала ПАО "Россети Юг"- "Астраханьэнерго" на 2023 г. составляет 4232757, 19 (т.1 л.д.159)
Оспариваемым постановлением от 28 марта 2023 г. N 7 учтены заявленные административным истцом расходы по следующим статьям:
- по статье "Проценты за кредит (корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений за 2020 г.)", - по статье "Проценты за кредит" на 2022 г.
- по статье "Выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) не относящихся к капитальным вложениям)".
Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на 2023 г. размер НВВ и тарифы оспариваемыми постановлениями не изменялись на основании принятых судебных актов, изменения по расходам по статьям включены административным ответчиком на 2024 - 2027 г.г, которые также не применялись в отношении административного истца, то постановления от 21 февраля 2023 г. N 3 и от 28 марта 2023 г. N 7, действие которых прекращено, перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не могут.
Вместе с тем судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Главой 21 КАС РФ установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В соответствии с положениями частей 1 и 6 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 128, пункту 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 210 и части 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на день подачи соответствующего административного иска являлся действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Указанная правовая позиция содержится в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 июля 2024 г. N 3-КАД24-4-КЗ.
В нарушение указанных положений закона судом первой инстанции не принято во внимание, что при подаче административного искового заявления - 27.12.2023 г. оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты являлись действующими и затрагивали права и законные интересы ПАО "Россети Юг".
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит отмене как принятый с существенным нарушением норм процессуального права и права административного истца на доступ к правосудию, материал - направлению в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного иска.
Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Астраханского областного суда от 06.05.2024 г. о прекращении административного дела по административному исковому заявлению ПАО "Россети Юг" к службе по тарифам Астраханской области о признании не действующим постановления службы тарифов Астраханской области от 21.02.2023 г. N 3 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.11.2022 г. N 185"; постановления службы по тарифам Астраханской области от 28.03.2023 г. N 7 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28.11.2022 г. N 185" отменить, частную жалобу ПАО "Россети Юг" удовлетворить.
Административное дело направить в Астраханский областной суд для рассмотрения по существу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 августа 2024 года.
Судья С.А. Семейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.