Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Струковой А.А, судей Брянцевой Н.В, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-283/2024 (УИД 26OS0000-04-2024-000139-05) по административному исковому заявлению Марченко Натальи Александровны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части, по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.В, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
12 декабря 2023 г. принят приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1374, которым на 2024 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу (далее - Перечень на 2024 г.).
В Перечень на 2024 г. пунктом 1112 включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 398, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Марченко Н.А. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанного пункта нормативного правового акта.
Требования административного истца мотивированы тем, что нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости и в технической документации, не предполагают размещение в нем торговых и офисных помещений. В этой связи включение спорного объекта недвижимости в Перечень на 2024 г. нарушает ее права, поскольку возлагает бремя по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2024 г. заявленные требования удовлетворены.
Признан недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Ставропольского края от 12 декабря 2023 г. N 1374 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" в части пункта 1112 указанного перечня.
В апелляционной жалобе административный ответчик министерство имущественных отношений Ставропольского края просит об отмене указанного решения суда, ссылаясь на неверно данную судом первой инстанции оценку имеющихся в материалах административного дела сведений о наименовании объекта недвижимости - "магазин промышленных товаров", содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
В пункте 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками данного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 поименованного кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здания, строения, сооружения, помещения.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 поименованного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Удовлетворяя исковые требования Марченко Н.А, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы основаны только на несогласии административного ответчика с выводами суда в отношении соответствия пункта оспариваемого нормативного акта актам, имеющим большую юридическую силу.
Предметом оспаривания является включение в Перечень на 2024 г. нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 398, 3 кв.м, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес".
Суд первой инстанции, признавая пункт Перечня на 2024 г. недействующим, исходил из того, что спорное нежилое здание по такому основанию как наименование здания - "магазин промышленных товаров", не подлежало включению в Перечень на 2024 г, поскольку в соответствии с подпунктом 2 пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ наименование здания, установленное в соответствии со сведениями ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации), не является критерием для признания здания предназначенным для использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с такими суждениями суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2.
К их числу относится административно-деловой центр (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2), нежилые помещения назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пункте 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Марченко Н.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 398, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "обеспечение занятий спортом в помещениях", принадлежащего административному истцу на праве собственности с мая 2017 г.
Суд первой инстанции правильно указал, что приведённый вид разрешённого использования земельного участка однозначно не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, следовательно, не позволяет отнести объект недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центрам, в связи с чем возможность включения здания и помещений в нем в перечни объектов недвижимого имущества должна выясняться исходя из предназначения и (или) фактического использования здания в качестве административно-делового центра или торгового центра (комплекса).
По сведениям, содержащимся в ЕГРН по состоянию на 16 июля 2024 г, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое", наименование - данные отсутствуют.
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание с кадастровым номером N включено в перечень на 2024 г. на основании сведений о наименовании нежилого здания "магазин промышленных товаров", содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Как верно указал суд первой инстанции наименование здания не предусмотрено действующим законодательством как условие для признания его объектом недвижимости, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, устанавливая в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации иные критерии.
Техническая документация также не свидетельствует о том, что не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение объектов, названных в статье 378.2 НК РФ.
Согласно техническому паспорту на объект капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес", составленного ГУП СК "Ставкрайимущество" (Изобильненский филиал) по состоянию на 20 октября 2016 г, объект имеет общую площадь 398, 3 кв.м, лит. А.
В экспликации к поэтажному плану строений в графе "Назначение частей помещений" указаны помещения со следующим назначением: склад, площадью 396, 3 кв.м, санузел, площадью 2, 0 кв.м, что не отвечает критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 21 том 1).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что наименования указанных помещений нельзя расценить как предусматривающее размещение торговли для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценивая технический паспорт на здание, общей площадью 305, 7 кв.м, подготовленный ГБУ СК "Ставкрайимущество" по состоянию на 6 октября 2014 г, правильно исходил из того, что данный документ технической инвентаризации являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций (дело N 3а-431/2022, решение Ставропольского краевого суда от 20 октября 2022 г, оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 г. (66а-2470/2022); дело N 3а-172/2023, решение Ставропольского краевого суда от 29 марта 2023 г, оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июня 2023 г. (66а-907/2023)).
Вышеприведенными судебными актами требования административного истца Марченко Н.А. удовлетворены с признанием пунктов Перечней на 2022-2023 гг. в части включения нежилого здания с кадастровым номером N недействующими.
Из ответа Публично-правовой компании "Роскадастр" по Ставропольскому краю от 22 июля 2024 г. N N следует, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 марта 2016 г. на основании технического плана, предоставленного с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 10 февраля 2016 г, с указанием площади 398, 3 кв.м.
В техническом плане здания от 18 декабря 2015 г, изготовленного кадастровым инженером К, экспликация к поэтажному плану отсутствует, иные сведения, позволяющие определить принадлежность здания к объектам торговли, офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам бытового обслуживания населения, указанный документ технической инвентаризации не содержит.
Специалистом государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" по результатам обследования от 18 января 2024 г. установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N не эксплуатируется, признаки торгового использования отсутствуют (справка от 5 февраля 2024 г. N).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень на 2024 г, поскольку ни сведения Единого государственного реестра недвижимости, ни имеющаяся в материалах дела учетно-техническая документация на здание не предусматривают размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, в связи с чем не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру (комплексу).
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 июля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.