Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Шеповаловой О.А, судей Белоногого А.В, Ехаловой Ю.А, при секретаре Хамитовой И.Ю, с участием прокурора Андреевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-488/2024 по апелляционным жалобам Правительства Свердловской области и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 21 марта 2024 года, которым удовлетворены в части административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Вектор" о признании недействующим в части постановления Правительства Свердловской области от 4 августа 2022 года N 534-ПП "Об организации предоставления гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Свердловской области, в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А, объяснения представителей Правительства Свердловской области Григорьева В.В. и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Купреенковой Ю.С, поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб представителя административного истца Пыцко М.О, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Правительством Свердловской области 4 августа 2022 года принято постановление N 534-ПП "Об установлении Перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций" (далее - Постановление N 534-ПП).
Данный нормативный правовой акт опубликован: 5 августа 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru и 8 августа 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В дальнейшем в указанное Постановление N 534-ПП вносились изменения постановлениями Правительства Свердловской области от 27 декабря 2022 года N 979-ПП, от 8 июня 2023 N 404-ПП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 ноября 2023 года N 897-ПП в Постановление N 534-ПП внесены следующие изменения:
дано новое наименование данному нормативному правовому акту: "об организации предоставления гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Свердловской области, в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций";
в преамбуле указанного нормативного правового акта отражено, что оно постановлено в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" (далее - Постановление N 629), Областным законом от 10 апреля 1995 года N 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области", Законами Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и от 24 ноября 2014 года N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", в целях обеспечения надлежащего управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области при предоставлении гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, а также предотвращения случаев
неиспользования предоставленных для осуществления указанной деятельности таких земельных участков и отказов от договоров аренды;
текст Постановления N 534-ПП дополнен пунктами 1-1, 1-2, 1-3 следующего содержания.
В пункте 1-1 Постановления N 534-ПП определено, что заявления о предоставлении гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой установлен данным постановлением, и о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в указанных целях рассматриваются исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на управление земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии со статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением N 629 и данным постановлением при наличии в заявлении, поданном (направленном) в уполномоченный орган, наряду со сведениями, предусмотренными в пункте 1 статьи 39.15 или пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, следующих сведений: 1) основание и цель предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 629; 2) наименование продукции, включённой в перечень.
Приложениями к заявлению, наряду с предусмотренными в пункте 2 статьи 39.15 или пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса, являются: 1) бизнес-проект по производству продукции, включённой в перечень, содержащий сведения о требуемых для его реализации технических, финансовых и организационных ресурсах, а также об оценке экономической эффективности проекта, в частности сведения: об объёмах продукции, включённой в перечень, производство которой планируется (по годам); о планируемом объёме инвестиций в производство продукции (по годам); о количестве рабочих мест, планируемых к созданию в целях реализации проекта, и планируемом графике их создания; о прогнозируемых к уплате размерах налогов в консолидированный бюджет Свердловской области от реализации проекта (по годам); об источниках финансирования реализации проекта; 2) справка об отсутствии (наличии) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выданная налоговым органом в бумажном или электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления; 3) перечень объектов основных средств (производственных мощностей, установок, объектов сопутствующей инфраструктуры) либо сведения об их отсутствии (для российских юридических лиц); 4) информация о наличии либо отсутствии бенефициарных владельцев заявителя (для российского юридического лица); 5) "дорожная карта", предусматривающая этапы реализации проекта, с указанием сроков исполнения предусмотренных ею мероприятий; 6) информация, подтверждающая осуществление заявителем производственной деятельности (при наличии).
Уполномоченный орган возвращает заявление с указанием причин его возврата в сроки и в случаях, которые предусмотрены в пункте 3 статьи 39.15 или пункте 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в случаях если: 1) в заявлении отсутствуют сведения, указанные в подпунктах 1 и 2 части первой данного пункта; 2) к заявлению не приложены документы, указанные в подпунктах 1 - 6 части второй данного пункта.
Пунктом 1-2 Постановления N 534-ПП определено, что функции по рассмотрению вопросов оценки проекта на предмет соответствия целям, указанным в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, хода реализации "дорожной карты", а также вопросов, связанных с оценкой установленных фактов неиспользования земельного участка в целях, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, возлагаются на рабочую группу по рассмотрению вопросов, возникающих в ходе предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, а также связанных с использованием (неиспользованием) таких земельных участков, предоставленных в указанных целях, созданную по решению Правительства Свердловской области. Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления направляет его на рассмотрение рабочей группы (секретарю и членам рабочей группы). Рабочая группа оценивает проект в течение 3 рабочих дней с даты поступления заявления секретарю и членам рабочей группы. Для рассмотрения вопроса об оценке хода реализации "дорожной карты", а также вопросов, связанных с оценкой установленных фактов неиспользования земельного участка в целях, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, заседания рабочей группы проводятся не реже 1 раза в год.
По результатам рассмотрения вопросов, указанных в части первой данного пункта, рабочая группа выносит одно из следующих заключений: 1) об оценке проекта как соответствующего (не соответствующего) целям, указанным в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629; 2) об оценке этапа фактической реализации проекта соответствующим (не соответствующим) этапу реализации, предусмотренному "дорожной картой", а также об оценке целесообразности (нецелесообразности) корректировки "дорожной карты"; 3) об оценке факта использования (неиспользования) земельного участка для целей, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629. Заседание рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины от утверждённого числа её членов. Заключение рабочей группы выносится коллегиально простым большинством голосов присутствующих на заседании членов рабочей группы. При равенстве голосов голос руководителя рабочей группы или, при его отсутствии, заместителя руководителя рабочей группы, председательствующего на заседании, является решающим. Заключение подписывают члены рабочей группы, принимавшие участие в её заседании, в день проведения заседания рабочей группы. На заседании рабочей группы в заочной форме голосование проводится путём заполнения её членами опросных листов. Уведомление о проведении заочного голосования, материалы, необходимые для рассмотрения вопросов, выносимых на заочное голосование, опросные листы направляются секретарём рабочей группы в адрес членов рабочей группы с использованием системы электронного документооборота Правительства Свердловской области, по электронной почте или иным способом не позднее чем за 2 рабочих дня до даты подведения итогов заочного голосования.
Члены рабочей группы в течение одного рабочего дня, следующего за днём поступления материалов для заочного голосования, или в иной срок, установленный при направлении указанных материалов, представляют секретарю рабочей группы в письменной форме заполненные и подписанные опросные листы. Непредставление членом рабочей группы в указанный срок своего решения считается выражением согласия на принятие положительных решений рабочей группы по вопросам, вынесенным на заочное голосование. Итоги заочного голосования оформляются секретарём рабочей группы в виде заключения рабочей группы с приложением к нему подписанных опросных листов. Заключение рабочей группы направляется секретарём рабочей группы в уполномоченный орган в течение одного рабочего дня, следующего за днём его подписания членами рабочей группы или днём подведения итогов заочного голосования.
В пункте 1-3 Постановления N 534-ПП установлено, что решение о предоставлении заявителям земельных участков в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции или о предварительном согласовании такого предоставления принимается уполномоченным органом в соответствии со статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации с учётом заключения рабочей группы. Уполномоченный орган в случае заключения договора аренды земельного участка в целях осуществления деятельности по производству продукции предусматривает в нем: 1) условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора аренды земельного участка в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629, в соответствии с "дорожной картой"; 2) обязанность арендатора по представлению годового отчёта о ходе реализации этапов "дорожной карты", составленного по состоянию на 31 декабря года, соответствующего отчётному периоду, в срок не позднее 30 января года, следующего за отчётным периодом, который подлежит рассмотрению рабочей группой в целях вынесения заключения, предусмотренного подпунктами 2 и 3 части пятой пункта 1-2 данного постановления; 3) запрет на изменение вида разрешённого использования земельного участка.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Вектор" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просило признать Постановления N 534-ПП не действующим в части наименования полностью, преамбулы в части слов "а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и слов "а также предотвращения случаев неиспользования предоставленных для осуществления указанной деятельности таких земельных участков и отказов от договоров аренды Правительство Свердловской области"; а также пункты 1-1 и 1-2 полностью, пункт 1-3 Постановления N 534-ПП в следующих частях:
установления на территории муниципального образования "город Екатеринбург" специального (особого) порядка предоставления российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства зданий, сооружений в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, отличающийся от общего порядка предоставления таких земельных участков, установленного положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации и реализуемого с учётом особенностей, определённых Постановлением N 629;
рассмотрения заявления о предоставлении российскому юридическому лицу земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в аренду без проведения торгов для строительства зданий, сооружений в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой установлен Постановлением, исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на управление земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" при наличии в заявлении, поданном (направленном) в уполномоченный орган, следующих приложений (документов): 1) бизнес-проекта по производству продукции, включённой в перечень, содержащего сведения о требуемых для его реализации технических, финансовых и организационных ресурсах, а также об оценке экономической эффективности проекта, в частности сведений: об объёмах продукции, включённой в перечень, производство которой планируется (по годам); о планируемом объёме инвестиций в производство продукции (по годам); о количестве рабочих мест, планируемых к созданию в целях реализации проекта, и планируемом графике их создания; о прогнозируемых к уплате размерах налогов в консолидированный бюджет Свердловской области от реализации проекта (по годам); об источниках финансирования реализации проекта; 2) справки об отсутствии (наличии) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выданной налоговым органом в бумажном или электронном виде с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации не ранее чем за один месяц до дня подачи
заявления; 3) перечня объектов основных средств (производственных мощностей, установок, объектов сопутствующей инфраструктуры) либо сведений об их отсутствии (для российских юридических лиц); 4) информации о наличии либо отсутствии бенефициарных владельцев заявителя (для российского юридического лица); 5) "дорожной карты", предусматривающей этапы реализации проекта, с указанием сроков исполнения предусмотренных ею мероприятий; 6) информации, подтверждающей осуществление заявителем производственной деятельности (при наличии), возвращения заявления с указанием причин его возврата в случаях, если к заявлению не приложены документы, указанные в подпунктах 1-6 части второй пункта 1-1 Постановления N 534-ПП;
предписания (поручения) уполномоченному органу при заключении договора аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования "город Екатеринбург", государственная собственность на который не разграничена, для строительства зданий, сооружений в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, предусматривать в таком договоре обязанность арендатора предоставлять "дорожную карту" и годовой отчёт о ходе реализации этапов "дорожной карты".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Правительство Свердловской области вышло за пределы полномочий, изменив наименование, содержание преамбулы Постановления N 534-ПП, а также изменив в оспариваемых пунктах нормативного правового акта общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, установленный положениями главы V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 21 марта 2024 года административные исковые требования ООО "Вектор" удовлетворены в части.
Судом признано недействующим с 30 ноября 2023 года Постановление N 534-ПП (в редакции Постановления N 897-ПП) в части наименования; преамбулы в части слов "а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург"; пункт 1-1 полностью; пункт 1-2 полностью; абзац 1 пункта 1-3 в части слов "с учётом заключения рабочей группы"; подпункт 1 пункта 1-3 в части слов "в соответствии с дорожной картой"; подпункт 2 пункта 1-3 полностью. Кроме того, с Правительства Свердловской области в пользу ООО "Вектор" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В остальной части требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Свердловской области считает решение суда в части удовлетворения административного иска незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Постановления N 534-ПП приняты с целью устранения пробелов в федеральном законодательстве, которым не урегулированы вопросы предоставления земельных участков для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, в частности не предусмотрены критерии подтверждения заявителем возможности использования земельного участка для производства указанной продукции, особенности определения неиспользования земельного участка в соответствии с указанной целью и срок, в который необходимо установить факт его неиспользования.
В апелляционной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области просит об отмене решения суда в части удовлетворения административного иска, полагая необоснованными выводы суда об отсутствии у Правительства Свердловской области полномочий по внесению оспариваемых изменений в Постановление N 534-ПП, поскольку данный орган государственной власти воспользовался правом на опережающее правовое регулирование. Принятие оспариваемых положений, по мнению подателя жалобы, направлено на предостережение недобросовестного использования земельных участков в условиях отсутствия полного регулирования вопросов их предоставления.
В части отказа в удовлетворении административных исковых требований решение суда не обжалуется.
Относительно апелляционных жалоб административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами данного административного дела подтверждается, что Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области 13 декабря 2023 года возвращено заявление ООО "Вектор" о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного на территории Свердловской области, в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, поскольку заявителем не выполнены требования, установленные в части 2 пункта 1-1 Постановления N 534-ПП. Таким образом, оспариваемый нормативный акт применён в отношении ООО "Вектор", в связи с чем суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии у последнего права на обращение в суд с данным административным иском.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции пришёл к выводу о превышении Правительством Свердловской области предоставленных ему федеральным законодательством полномочий в сфере организации порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, находит их правильными.
Исходя из положений пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
В силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение данного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" особенности регулирования земельных отношений в 2022, 2023 и 2024 годах устанавливаются федеральными законами.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации, в частности определены: порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (статья 39.14), основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (статья 39.16), перечень документов, прилагаемый к заявлениям о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (статья 39.17).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022, 2023 и 2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, осуществляется в соответствии с общими требованиями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, с учётом особенностей, определённых Правительством Российской Федерации. Такие особенности установлены Постановлением N 629, в котором в частности дополнительно определён случай предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт "б" абзаца второго части 1).
Внося изменения в оспариваемое Постановление N 534-ПП в части его наименования, определяющего предмет его правового регулирования, Правительство Свердловской области фактически отразило в нём наличие особого порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Свердловской области, в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, отличного от предусмотренного в приведённом федеральном законодательстве, что, как верно установилсуд первой инстанции, находится за пределами компетенции данного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах в данной части административные исковые требования обоснованно подлежали удовлетворению.
Из преамбулы Постановления N 534-ПП следует, что оно принято, в том числе в целях обеспечения надлежащего управления и распоряжения государственной собственностью Свердловской области при предоставлении гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, в аренду без проведения торгов в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций.
Указание в преамбуле на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "город Екатеринбург", учитывая несоответствие преамбулы наименованию и пункту 1 Постановления N 534-ПП в редакции постановления Правительства Свердловской области от 8 июня 2023 N 404-ПП, допускает неоднозначное толкование и создаёт неопределённость в единстве правового применения оспариваемого нормативного правового акта на всей территории Свердловской области, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал недействующей преамбулу в соответствующей части.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка утверждён статьёй 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения, подлежащие отражению в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также перечень документов, прилагаемых к такому заявлению, перечислены в пунктах 1, 2 статьи 39.17. Земельного кодекса Российской Федерации. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены в статье 39.16. этого же кодекса. Данные перечни являются закрытыми.
Как следует из Постановления N 534-ПП Правительством Свердловской области в пункте 1-1 установлены дополнительные требования к заявлению о предоставлении земельных участков, в частности определены сведения, подлежащие отражению в заявлении наряду с предусмотренными в пункте 1 статьи 39.15 или пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, указаны необходимые приложения к заявлению наряду с предусмотренными в пункте 2 статьи 39.15 или пункте 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также установлены дополнительные основания для возвращения заявления в дополнение к пункту 3 статьи 39.15 или пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1-2 Постановления N 534-ПП определено, что рассмотрение вопросов оценки проекта на предмет соответствия целям, указанным в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629 и хода реализации "дорожной карты", а также вопросов, связанных с оценкой установленных фактов неиспользования земельного участка в целях, указанных в подпункте "б" пункта 1 Постановления N 629 возлагается на рабочую группу по рассмотрению вопросов, возникающих в ходе предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, а также связанных с использованием (неиспользованием) таких земельных участков, созданную по решению Правительства Свердловской области; утверждён порядок осуществления указанным лицом приведённых полномочий.
В пункте 1-3 Постановления N 534-ПП в части сведений, подлежащих отражению уполномоченным органом в договоре аренды земельного участка в целях осуществления деятельности по производству продукции, в качестве условия об одностороннем отказе арендодателя от такого договора аренды, а также обязанности арендатора включено неиспользование земельного участка, предоставленного в аренду в соответствии с "дорожной картой" и предоставление годового отчёта о ходе реализации этапов "дорожной карты".
Правовое регулирование вопросов, возникающих в ходе предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Свердловской области, в аренду без проведения торгов должно осуществляться уполномоченным органом в пределах собственных полномочий, в соответствии с действующими федеральными нормами и не нарушать основных принципов государственно-правового устройства, в частности принципов разграничения вопросов ведения между Российской Федерацией и Свердловской областью. Требования, установленные пунктами 1-1, 1-2, а также пунктом 1-3 (в указанной части) Постановления N 534-ПП в главе V.1. Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлении N 629 не отражены, их установление к компетенции Правительства Свердловской области не отнесено, в связи с чем они обоснованно признаны судом первой инстанции недействующими.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, оспариваемые положения Постановления N 534-ПП, не конкретизируют особенности предоставления земельных участков под цели производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введённых ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, а устанавливают не предусмотренные законом дополнительные ограничения по предоставлению в аренду, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Свердловской области. Устранение же существующих, по мнению подателей жалоб, пробелов в федеральном законодательстве, относится к компетенции федерального законодателя, а не к полномочиям Правительства Свердловской области.
Ссылка Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области на право субъектов Российской Федерации на опережающее правовое регулирование при отсутствии содержательной регламентации соответствующих отношений на уровне федерального закона, в данном случае несостоятельна, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, ситуация правового регулирования в так называемом "опережающем порядке" может возникнуть только в случае предоставления Правительству Свердловской области по предмету совместного ведения полномочий.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права верно применены и истолкованы.
Оснований для отмены или изменения решения суда, дополнительного решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 21 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Свердловской области и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.