Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И, судей Юдановой С.В, Александровой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности, по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги", на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В, выслушав объяснение прокурора Плетневой С.Н, представителя ОАО "Российские железные дороги" Шаповалова О.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ванинский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки, выявлены нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В частности, проверкой установлено, что ответчиком не обеспечена инженерная защита железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов на железнодорожном пути "адрес" обслуживаемые Высокогорненской дистанцией пути. Просил обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вышеуказанный участок конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2024 г, исковые требования удовлетворены. На ОАО "Российские железные дороги" возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути "адрес", обслуживаемые Высокогорненской дистанцией пути - структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
В кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" просит отменить обжалуемые судебные постановления как незаконные.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 15, 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статьями 3, 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пунктом 41 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250, пунктом 7.13 СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм", пунктом 5.1.3 СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", на основании представленных сторонами по делу доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, установилнеобеспечение защиты железнодорожного пути Дальневосточной железной дороги на особо опасных и опасных скально-обвальных участках инженерными сооружениями, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении ОАО "РЖД" требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и возложении на ответчика обязанности оборудовать названные участки железнодорожного пути необходимыми инженерными сооружениями с соблюдением требований свода правил СП 116.13330.2012.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств необходимости оборудования участка железнодорожного пути "адрес", защитными сооружениями, являются несостоятельными
Судами установлено, что указанный участок пути отнесен к категории опасных участков, состоит на учете как подверженный обвалам, вывалам или обрушению выветрелого скального откоса. Из паспорта формы N на спорный участок пути следует, что с 2002 года на указанном участке наблюдается растрескиванием и осыпание выветрелой скальной породы, а так же нависание отдельных крупных фрагментов породы, с последующим вывалом, скоплением осыпных материалов в кювете.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона о железнодорожном транспорте государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пунктом 7.1 СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017 N 1648/пр, установлено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения следует предусматривать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и в потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока (пункт 7.13 названных правил).
Требования к устройству земляного полотна установлены в разделе 5 "Земляное полотно" СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм".
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 274 и введенный в действие с 01.01.2013 устанавливает механизм принятия решений для инженерной защиты сооружений от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Указанный свод правил распространяется на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий, морозного пучения, наледеобразования, термокарста) и их сочетаний (далее - инженерная защита) (пункт 1).
Пунктом 3.3 этого же свода правил определено, что инженерная защита территорий, зданий и сооружений состоит из комплекса сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Необходимость инженерной защиты определяется в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений с учетом существующих планировочных решений и требований заказчика (пункт 4.1 правил).
Если из-за сложности инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий по материалам изысканий не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и выбрать сооружения и (или) мероприятия, в проекте следует предусматривать экспериментальные сооружения и мероприятия инженерной защиты и (или) выполнение опытно-производственных работ с последующей корректировкой проекта (пункт 4.5 указанных правил).
Эффективность инженерной защиты определяется на основании оценки риска опасных геологических процессов с учетом предотвращенных потерь (ущерба и социальных потерь). Экономический эффект варианта инженерной защиты определяют размером предотвращенного ущерба территории или сооружению от воздействия опасных процессов за вычетом затрат на осуществление защиты (пункт 4.19 названных правил).
При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности. Виды противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий следует выбирать на основании расчетов общей и местной устойчивости склонов (откосов), т.е. устойчивости склона (откоса) в целом и отдельных его морфологических элементов, данных мониторинга (пункт 5.1.6 СП 116.13330).
Согласно пункту 5.3.2.1 названных правил, удерживающие сооружения следует предусматривать для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса).
Улавливающие сооружения и устройства (стены, сетчатые барьеры, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы) следует предусматривать для защиты объектов от воздействия осыпей, вывалов, падения отдельных скальных обломков, а также обвалов объемом, определяемым расчетом, если устройство удерживающих сооружений или предупреждение обвалов, вывалов и камнепада путем удаления неустойчивых массивов невозможно или экономически нецелесообразно (пункт 5.3.3.1 правил).
Улавливающие траншеи и улавливающие полки с бордюрной стеной следует размещать у подошвы обвалоопасных склонов (откосов) высотой до 60 м и крутизной более 35° для защиты от вывалов отдельных обломков грунта объемом до 1 м, улавливающие валы - у подошвы обнаженных обвалоопасных склонов большой протяженности (пункт 5.3.3.3 этих же правил).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о железнодорожном транспорте, проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ОАО "РЖД", как единый хозяйствующий субъект осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
В данном случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что указанный выше участок железнодорожного пути в зоне ответственности Высокогорненской дистанции пути подвержены негативным геологическим процессам и признан опасным, однако на участке отсутствуют защитные и противодеформационные инженерные сооружения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, ответчиком, в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ, не были представлены доказательства, подтверждающие наличие на указанных в исковом заявлении участках железнодорожного пути улавливающих траншей, свидетельствующих, что имеющиеся кюветы соответствуют требованиям к улавливающим траншеям, установленным пунктом 5.3.3.3 СП 116.13330.2012.
При установленных обстоятельствах, суды обоснованно возложили на ОАО "РЖД" обязанность по устройству инженерных сооружений по СП 116.13330.2012, что не противоречит требованиям действующего законодательства, не выходит за рамки полномочий хозяйствующего субъекта - ответчика.
Вопреки доводам ответчика, и в силу прямого указания закона, меры для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, перевозок пассажиров, багажа, и грузобагажа должны приниматься независимо от реконструкции существующих железнодорожных путей.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 декабря 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.