Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Куликовой И.И, судей Куратова А.А, Кургуновой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности
по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.12.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12.03.2024.
Заслушав доклад судьи Кургуновой Н.З, выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Широковой Е.В, прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Биробиджанский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД"), указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В частности, проверкой установлено, что ответчиком не обеспечена инженерная защита железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов на железнодорожном пути Облученской дистанции пути на 8148 км 110 м - 8148 км 150 м перегона, обслуживаемой Облученской дистанцией пути.
С учетом уточнений, истец просил возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать участки железнодорожного пути на 8148 км 110 м - 8148 км 150 м перегона Тоннельный-Кундур-Хабаровский Дальневосточной железной дороги конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусмотренными СП 116.13330, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N274, для защиты железнодорожного пути от воздействий оползней, осыпей и других опасных природных процессов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 20.12.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12.03.2024, исковые требования Биробиджанского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить вышеназванные судебные постановления как незаконные и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Указывает, что на участке вдоль пути имеются улавливающие траншеи (для улавливания осыпающейся породы). Считает, что само по себе наличие опасных участков пути не свидетельствует о том, что они должны быть оборудованы конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими защитными сооружениями до проведения реконструкции, поскольку текущее их содержание осуществляется в соответствии с требованиями, установленными локальными нормативными актами владельца инфраструктуры, а также СП 116.13330-2012.
В возражениях на кассационную жалобу Дальневосточный транспортной прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы ответчика.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" настаивала на кассационной жалобе.
Прокурор в судебном заседании суда кассационной инстанции, указывая о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", на основании представленных сторонами по делу доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, установилнеобеспечение защиты железнодорожного пути Дальневосточной железной дороги на особо опасных и опасных скально-обвальных участках инженерными сооружениями, в связи с чем пришел к выводу о несоблюдении ОАО "РЖД" требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и возложении на ответчика обязанности оборудовать названные участки железнодорожного пути необходимыми инженерными сооружениями с соблюдением требований свода правил СП 116.13330.2012.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств необходимости оборудования участка железнодорожного пути Облученской дистанции пути на 8148 км 110 м - 8148 км 150 м перегона, обслуживаемой Облученской дистанцией пути, защитными сооружениями, являются несостоятельными.
Судами установлено, что указанный участок пути отнесен к категории особо опасных участков, подвержен обвалам, вывалам или обрушению выветрелого скального откоса. Из акта проверки участка пути следует, что на указанном участке наблюдается нависание неустойчивых скальных фрагментов, угрожающих падением из-за ослабления связей с общим массивом по всему контуру соприкосновения. У подошвы полувыемки и в клювете наблюдаются вывалы скальных фрагментов различной фракции.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта представляет собой состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона о железнодорожном транспорте государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пунктом 7.1 СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017 N 1648/пр, установлено, что железнодорожные пути и сооружения должны быть защищены, в том числе от опасных склоновых и скальнообвальных явлений, опасных инженерно-геологических процессов, других прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Для защиты пути и сооружений от воздействий развивающихся оврагов, оползней, осыпей, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения в комплексе с конструкциями сетчатых покрытий и заборов из кольчужных сеток и другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна. Почвоукрепительные насаждения следует предусматривать не только на территории, подверженной деформации грунтов, но и в потенциально опасных местах, а также на участках зарождения и формирования стока (пункт 7.13 названных правил).
Требования к устройству земляного полотна установлены в разделе 5 "Земляное полотно" СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм".
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения", утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 274 и введенный в действие с 01.01.2013 устанавливает механизм принятия решений для инженерной защиты сооружений от прогнозируемых возможных неблагоприятных природных и техногенных воздействий.
Указанный свод правил распространяется на сооружения и мероприятия инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин, переработки берегов морей, водохранилищ, озер и рек, от подтопления и затопления территорий, морозного пучения, наледеобразования, термокарста) и их сочетаний (далее - инженерная защита) (пункт 1).
Пунктом 3.3 этого же свода правил определено, что инженерная защита территорий, зданий и сооружений состоит из комплекса сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.
Необходимость инженерной защиты определяется в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений с учетом существующих планировочных решений и требований заказчика (пункт 4.1 правил).
Если из-за сложности инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий по материалам изысканий не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и выбрать сооружения и (или) мероприятия, в проекте следует предусматривать экспериментальные сооружения и мероприятия инженерной защиты и (или) выполнение опытно-производственных работ с последующей корректировкой проекта (пункт 4.5 указанных правил).
Эффективность инженерной защиты определяется на основании оценки риска опасных геологических процессов с учетом предотвращенных потерь (ущерба и социальных потерь). Экономический эффект варианта инженерной защиты определяют размером предотвращенного ущерба территории или сооружению от воздействия опасных процессов за вычетом затрат на осуществление защиты (пункт 4.19 названных правил).
При выборе защитных мероприятий и сооружений и их комплексов следует учитывать виды возможных деформаций склона (откоса), уровень ответственности защищаемых объектов, их конструктивные и эксплуатационные особенности. Виды противооползневых и противообвальных сооружений и мероприятий следует выбирать на основании расчетов общей и местной устойчивости склонов (откосов), т.е. устойчивости склона (откоса) в целом и отдельных его морфологических элементов, данных мониторинга (пункт 5.1.6 СП 116.13330).
Согласно пункту 5.3.2.1 названных правил, удерживающие сооружения следует предусматривать для предотвращения оползневых и обвальных процессов при невозможности или экономической нецелесообразности изменения рельефа склона (откоса).
Улавливающие сооружения и устройства (стены, сетчатые барьеры, валы, траншеи, полки с бордюрными стенами, надолбы) следует предусматривать для защиты объектов от воздействия осыпей, вывалов, падения отдельных скальных обломков, а также обвалов объемом, определяемым расчетом, если устройство удерживающих сооружений или предупреждение обвалов, вывалов и камнепада путем удаления неустойчивых массивов невозможно или экономически нецелесообразно (пункт 5.3.3.1 правил).
Улавливающие траншеи и улавливающие полки с бордюрной стеной следует размещать у подошвы обвалоопасных склонов (откосов) высотой до 60 м и крутизной более 35° для защиты от вывалов отдельных обломков грунта объемом до 1 м, улавливающие валы - у подошвы обнаженных обвалоопасных склонов большой протяженности (пункт 5.3.3.3 этих же правил).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о железнодорожном транспорте, проектирование, строительство, реконструкция и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" ОАО "РЖД", как единый хозяйствующий субъект осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с соблюдением принципа обеспечения устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта.
В данном случае судами установлено и подтверждается материалами дела, что указанный выше участок железнодорожного пути в зоне ответственности Облученской дистанции пути подвержен негативным геологическим процессам и признан опасным, однако на участке отсутствуют защитные и противодеформационные инженерные сооружения.
При установленных обстоятельствах, суды обоснованно возложили на ОАО "РЖД" обязанность по устройству инженерных сооружений по СП 116.13330.2012, что не противоречит требованиям действующего законодательства, не выходит за рамки полномочий хозяйствующего субъекта - ответчика.
Вопреки доводам ответчика, и в силу прямого указания закона, меры для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, перевозок пассажиров, багажа, и грузобагажа должны приниматься независимо от реконструкции существующих железнодорожных путей.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 20.12.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 12.03.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.