Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре судебного заседания Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-13/2024 по административному исковому заявлению Марковой А.А. о признании недействующим в части Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании "Курильский городской округ", утвержденного решением Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" от 05 июля 2011 года N 62, по апелляционной жалобе Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" на решение Сахалинского областного суда от 27 апреля 2024 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" Сирохи О.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального образования "Курильский городской округ" Четвертухи Д.А, полагавшего апелляционную жалобу обоснованной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" от 05 июля 2011 года N 62 (далее - Решение от 05 июля 2011 года N 62) утверждено Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальном образовании "Курильский городской округ" (далее - Положение). Решение от 05 июля 2011 года N 62 опубликовано в печатном издании "Красный маяк" от 27 июля 2011 года N 65 (8842), текст решения опубликован на официальном сайте администрации муниципального образования "Курильский городской округ" в разделе решения Собрания муниципального образования (http://admkurilsk.tmweb.ru/sobranie/reshenija).
В статье 6 Положения названы условия назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к муниципальной пенсии муниципальным служащим.
Решением Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" от 28 августа 2023 года N 56 (далее - Решение от 28 августа 2023 года N 56), опубликованным в печатном издании "Красный маяк" от 30 августа 2023 года N 68 (10108) и на официальном сайте администрации муниципального образования "Курильский городской округ" в разделе решения Собрания муниципального образования (http://admkurilsk.tmweb.ru/sobranie/reshenija), внесены изменения в Положение, абзац 1 части 1 статьи 6 изложен в следующей редакции:
"Лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и при непрерывном замещении должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Курильский городской округ" не менее семи лет, имеют право на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:".
Маркова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 1 части 1 статьи 6 Положения в части слов: "и при непрерывном замещении должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Курильский городской округ" не менее семи лет" со дня принятия Решения от 28 августа 2023 года N 56.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статье 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункту 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года N 78-ЗО "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области", в которых отсутствуют каких-либо ограничения по требованиям к стажу муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления при решении вопроса о назначении пенсии. Стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, учитывается на основании замещения должностей муниципальной службы на всей территории Российской Федерации в совокупности.
Решением Сахалинского областного суда от 27 апреля 2024 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика председатель Собрания муниципального образования "Курилский городской округ" Белоусов Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд при оценке обстоятельств дела допустил смешение обязательных условий, предъявляемых к стажу муниципальной службы, и дополнительных условий, которые муниципалитет вправе устанавливать самостоятельно. Также полагает, что нормативное закрепление Собранием муниципального образования "Курильский городской округ" более продолжительного периода непрерывного замещения муниципальной должности непосредственно перед увольнением в сравнении с другими муниципалитетами островного региона является обоснованной и необходимой мерой защиты интересов на территории округа.
На апелляционную жалобу представителем заинтересованного лица администрации муниципального образования "Курильский городской округ" Четвертухой Д.А. представлен отзыв, исполняющим обязанности прокурора Сахалинской области Силиным Д.А. представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от15 декабря 2001 годаN 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 30 Устава муниципального образования "Курильский городской округ" Сахалинской области, принятого Решением сессии Курильского районного Совета депутатов от 07 апреля 2006 года N 28, в исключительной компетенции Собрания Курильского городского округа находится, в том числе установление пенсионного обеспечения муниципальных служащих и лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие, по этим основаниям решение не обжалуется.
Также суд правильно признал право Марковой А.А. обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку на ее обращение по вопросу установления пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости отказано со ссылкой на то, что она не отработала в органе местного самоуправления муниципального образования "Курильский городской округ" непрерывно семь лет.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о противоречии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему федеральному закону.
Из приведенных положений не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определенного субъекта Российской Федерации или определенного муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы.
При этом в силу положений пункта 12 части 1 статьи 11, части 1 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно отметил, что оспариваемое условие для назначения пенсии не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства, так как предоставление права на получение пенсии за выслугу лет поставлено в зависимость от определенного стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Правовое регулирование на федеральном и региональном уровнях таких условий не предусматривает, оспариваемая норма не обеспечивает равенства с областными государственными гражданскими служащими, для которых аналогичных условий не установлено, и не может рассматриваться в рамках самостоятельного права органа местного самоуправления определять условия пенсионного обеспечения муниципального служащего с учетом необоснованно вводимых ограничений.
Суд первой инстанции обоснованно, с учетом положений подпункта 1 пункта 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", принял во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в пункте 42 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, где указано, что правовое регулирование, согласно которому право на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования, противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, а также положений части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации у суда имелись предусмотренные законом основания для признания недействующим абзац 1 части 1 статьи 6 Положения.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к правовой позиции административного ответчика в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка в обжалуемом решении, оснований для несогласия с которой не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сахалинского областного суда от 27 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания муниципального образования "Курильский городской округ" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Сахалинский областной суд.
Председательствующий О.Е. Красикова
Судьи А.В. Бутырин
Е.А. Рукавишников
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 августа 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.