Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Косьяненко В.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-172/2023 по административному исковому заявлению Камышеева Сергея Вячеславовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на решение Приморского краевого суда от 2ноября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Мулярчика А.И, выслушав объяснения представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Ветровой Е.Д, представителей краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" Семеновой Е.А. и Литвинцева А.Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Камышеева С.В. - адвоката Бондаренко Е.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 июня 2023 года Камышеев С.В. направил в Приморский краевой суд административное исковое заявление об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в аренде у административного истца.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края", по состоянию на 1 января 2020 года в размере 17266227, 28 руб. Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, составленном ООО "Оценка Прим-Капитал"" от 17 апреля 2023 года N 87-23, тем самым, нарушает права Камышеева С.В, как плательщика арендной платы.
Решением Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года административные исковые требования удовлетворены, установлена архивная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13641 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: автозаправочные станции, авторемонтные и сервисные мастерские; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно "адрес" в размере его рыночной стоимости - 7707 000 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2020 года, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Датой обращения Камышеева С.В. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N постановлено считать 30 июня 2023 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края обратилось в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции указывает, что судом оставлены без внимания доводы административного ответчика о том, что Камышеев С.В. просит пересмотреть архивную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в порядке, применение которого прекращено в Приморском крае. Принимая во внимание, что с 1 января 2022 года на территории Приморского края введено применение положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", то оспорить кадастровую стоимость, установленную по состоянию на 1 января 2020 года, административный истец мог до 1 января 2023 года.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Бондаренко Е.В. поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, директором краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" Пошивайло А.Ю. представлены письменные пояснения, из которых следует, что бюджетное учреждение не согласно с принятым решением по делу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2024 года решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 мая 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции.
До начала судебного заседания от директора краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" Пошивайло А.Ю. поступили дополнительные пояснения по апелляционной жалобе, в которых изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции.
Участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Ветрова Е.Д, представители краевого государственного бюджетного учреждения "Центр кадастровой оценки Приморского края" Семенова Е.А. и ЛитвинцевА.Д. поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, представитель административного истца КамышееваС.В. - адвокат Бондаренко Е.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с иском) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что Камышеев С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 13641 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: автозаправочные станции, авторемонтные и сервисные мастерские; местоположение: "адрес".
Согласно условиям договора аренды арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-п оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 17266227, 28 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.
Данная кадастровая стоимость стала архивной в связи с утверждением постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 11 ноября 2022 года N 88-п новых результатов государственной кадастровой оценки, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена в размере 37168498, 86 рублей по состоянию на 1 января 2022 года. Согласно выписке из ЕГРН указанная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2023 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец является арендатором земельного участка, плательщиком арендной платы и вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка. Оценив представленный Камышеевым С.В. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 17 апреля 2023 года N87-23, составленный оценщиком ООО "Оценка Прим-Капитал", суд пришел к выводу о его достоверности, в связи с чем, установилархивную кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.
Как следует из кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в рассматриваемом случае соблюдение установленного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке порядка оспаривания кадастровой стоимости не требуется. Рассматриваемые отношения возникли в переходный период и до даты, определенной решением о дате перехода к применению на территории Приморского края статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в связи с чем, регулируются положениями статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы административного ответчика о необходимости применения положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке отклоняются судебной коллегией.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно постановлению министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 года N 87-п оспариваемая государственная кадастровая оценка земельного участка проведена в соответствии с положениями Закона о государственной кадастровой оценке, в связи с чем, положения Закона об оценочной деятельности не применяются (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
В силу части 4 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции от 29 июля 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Закона о государственной кадастровой оценке (в редакции от 31 июля 2020 года) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Закона о государственной кадастровой оценке), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости Камышеев С.В. обратился в суд 28 июня 2023 года, что следует из штампа на почтовом конверте (том 1 л.д. 118). Ранее ни в суд, ни в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался.
Следовательно, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости, исходя из которой для административного истца рассчитывается размер арендной платы, могут применяться с 1 января 2023 года.
Между тем, оспариваемая кадастровая стоимость применялась в период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года. Гражданский спор относительно размера задолженности по арендным платежам и пени так же рассматривается за период с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2022 года, что следует из решения Находкинского городского суда Приморского края от 15 июня 2023 года. С 1 января 2023 года действовала иная кадастровая стоимость, утвержденная постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 11 ноября 2022 года N 88-п (т. 1 л.д. 23).
Учитывая вышеприведенные положения федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельного участка как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период (с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года) не могут.
В данном случае на дату обращения в суд административный истец правом на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на спорный период ее действия для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уже не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2023 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления Камышеева С.В. у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает решение Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года постановленным при неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалуемый судебный акт, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 2 ноября 2023 года отменить и прекратить производство по административному делу N 3а-172/2023 по административному исковому заявлению Камышеева Сергея Вячеславовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.