Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Ворсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2024 по административному исковому заявлению акционерного общества "Бизнес центр на Вокзальной" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с апелляционной жалобой Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 15 мая 2024 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей акционерного общества "Бизнес центр на Вокзальной" Салтанова Р.В, Теркулова Р.Р, представителя Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Внуковой Н.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А,
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2016 года департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ N 3643 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" (далее - перечень на 2017 год).
27 декабря 2017 года департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области принят приказ N 5872 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" (далее - перечень на 2018 год).
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области 19 декабря 2018 года принят приказ N 5375 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области 20 декабря 2019 года принят приказ N 5183 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее - перечень на 2020 год).
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области 24 декабря 2020 года принят приказ N 4018 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее - перечень на 2021 год).
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области 29 декабря 2021 года принят приказ N 4986 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее - перечень на 2022 год).
Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области 27 декабря 2023 года принят приказ N 4402 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год" (далее - перечень на 2023 год).
Акционерное общество "Бизнес центр на Вокзальной" (далее - АО "Бизнес центр на Вокзальной", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 2431, 2432, 2433 перечня на 2017 год, пунктов 153, 154 перечня на 2018 год, пунктов 149, 150 перечня на 2019 год, пунктов 146, 147 перечня на 2020 год, пунктов 146, 147 перечня на 2021 год, пунктов 146, 147 перечня на 2022 год, пунктов 145, 146 перечня на 2023 год, пунктов 138, 139 перечня на 2024 год ввиду включения в оспариваемые перечни здания с кадастровыми номерами N и N, а также нежилого помещения с кадастровым номером N, в связи с тем, что здание и нежилое помещение на момент их включения в перечни не отвечали признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество является собственником помещения, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N с 2006 года. Вид разрешенного использования не позволяет однозначно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Определение вида фактического использования здания и помещений в нем не проводилось. Оспариваемые нормативные правовые акты повлияли на расчет и уплату налогов в определенных налоговых периодах, на которые они были рассчитаны, а также продолжают применяться к административному истцу.
Решением Новосибирского областного суда от 15 мая 2024 года административное исковое заявление АО "Бизнес центр на Вокзальной" удовлетворено частично, пункт 2433 перечня на 2017 год, пункт 154 перечня на 2018 год, пункт 150 перечня на 2019 год, пункт 147 перечня на 2020 год, пункт 147 перечня на 2021 год, пункт 147 перечня на 2022 год, пункт 146 перечня на 2023 год, пункт 139 перечня на 2024 год признаны недействующими со дня принятия, в остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позволяют включить ни один объект недвижимости в Перечни, используя в качестве критериев назначение, наименование, вид разрешённого использования помещения, определение вида фактического использования здания и помещений, что противоречит принципу формальной определенности и повлечет налоговую недобросовестность и массовость в злоупотреблении правом налогоплательщиками. Также указывает, что спорное здание является офисным зданием, что является общеизвестным фактом и не нуждается в доказывании. Наименование здание имеет формулировку "административное здание", которое не приводит к двусмысленности и означает, что помещения в данном здании используются под офисы. Считает, что оспариваемым решением суда нарушается баланс частных и публичных интересов в сфере налогообложения, а также позволяет избегать налогоплательщикам уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости, что влечет недополученные денежные средства в бюджетную систему.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем административного истца и участвовавшим в деле прокурором поданы возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Внукова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители АО "Бизнес центр на Вокзальной" Салтанов Р.В, Теркулов Р.Р. считают, что решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 28 апреля 2014 года N 182-п департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативные правовые акты, приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и процедуре принятия, и по этим основаниям не оспариваются.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно (подпункты 2 названных пунктов).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.5 Закона Новосибирской области от 16 октября 2003 года N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области", налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 3000 квадратных метров и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в отдельно стоящих нежилых зданиях (строениях, сооружениях) общей площадью свыше 3000 квадратных метров или в многоквартирных домах, общая площадь нежилых помещений в которых превышает 3000 квадратных метров.
По смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным перечисленными правовыми нормами.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". Данное помещение расположено в здании с кадастровым номером N.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией областного суда, что подлежат рассмотрению требования административного искового заявления по тем пунктам оспариваемых перечней, которые включают здание с кадастровым номером N и находящееся в нем помещение, принадлежащее административному истцу с кадастровым номером N.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером N, общей площадью 20546, 6 кв.м. имеет назначение: нежилое; наименование: здание "данные изъяты", вид разрешенного использования - данные отсутствуют. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - под административное здание.
Пунктом 154 перечня на 2018 год, пунктом 150 перечня на 2019 год, пунктом 147 перечня на 2020 год, пунктом 147 перечня на 2021 год, пунктом 147 перечня на 2022 год, пунктом 146 перечня на 2023 год, пунктом 139 перечня на 2024 год установлено, что здание с кадастровым номером N, относится к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. Пунктом 2433 перечня на 2017 год установлено, что здание с кадастровым номером N и помещение с кадастровым номером N относится к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Удовлетворяя в части административное исковое заявление, суд первой инстанции сделал вывод, что на момент утверждения оспариваемых Перечней вид разрешенного использования земельного участка "под административное здание", а также помещения с наименованием "кабинет", занимающие более 20% здания не позволяют его отнести к административному и деловому центрам.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, расположено на категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под административное здание.
Такой вид разрешенного использования земельного участка, как правильно указал областной суд, не позволяет безусловно сделать вывод о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Следовательно, для того, чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
В соответствии с данными технического паспорта на здание указанное помещение имеет общую площадь 20546, 6 кв.м, в составе объекта преимущественно входят следующие помещение: холлы, кабинеты, подсобное, шкафы.
Имеются также помещения с наименованием "торговый зал", общая площадь которых составляет 1182 кв.м. или 5, 75 % от общей площади здания.
При этом суд учитывает, что наличие помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании таких помещений для размещения офисов в силу того, что термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его наименование, технический паспорт не позволяют сделать вывод о предназначении спорного объекта для использования в целях делового, административного назначения.
Фактическое обследования спорного здания на момент его включения в оспариваемые перечни не проводилось.
Департаментом относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
Соответственно, спорное здание, включенное в оспариваемые Перечни, не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что фактически спорное здание является бизнес-центром, и данное обстоятельство является общеизвестным фактом, не может являться основанием для включения его в оспариваемые перечни без осуществления необходимых замеров, поскольку данные сведения бесспорно не подтверждают использование не менее 20 % площади объектов в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Наименование здания "административное здание" также не является критерий, подпадающим под условие, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, при которых здание признается административно-деловым центром.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Новосибирского областного суда, они аналогичны позиции стороны административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новосибирского областного суда от 15 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.