Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Козлова Евгения Александровича на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2023 года по административному делу N 2а-574/2023 по административному исковому заявлению Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя УМВД России по Смоленской области Песковой Ю.В. и представителя прокуратуры Лужковой Н.Д. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области (далее - прокурор) обратился в суд с административным иском об оспаривании действия отделения лицензионно-разрешительной работы по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области (далее - Росгвардия) по выдаче разрешения от N N на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия "Sauer" калибра N N, возложении обязанности разрешить судьбу указанного огнестрельного оружия в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Требования мотивированы тем, что указанное разрешение выдано Козлову Е.А. с нарушением закона по причине недостоверных данных о реализации оружия ЗАО "Терминал-Финанс", не осуществляющим деятельность на момент приобретения оружия, и не имеющим лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части возложения на УМВД России по Смоленской области обязанности хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие "Sauer" N до разрешения его судьбы Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области в соответствии с требованиями пункта 82 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении данных заявленных требований отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Козлова Е.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Козлов Е.А. просит об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм процессуального и материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 06 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Названный федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия, в частности, предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации с тем, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также, чтобы обеспечить строго целевое использование оружия и предусматривает ряд обстоятельств, наличие которых исключает возможность получения лицензий на приобретение оружия или разрешений на его хранение или хранение и ношение, а также влечет за собой аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений органами, выдавшими эти лицензии или разрешения (статьи 9, 13 и пункт 3 части 1 статьи 26).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон о Росгвардии) (в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого решения) войска национальной гвардии наделены полномочиями как по выдаче (предоставлении) гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, так и по выдаче разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия.
Гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия; продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 13 Закона о Росгвардии).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке, и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере оборота оружия, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), которая организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему; разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (пункт 1, подпункты 19, 23 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N 510).
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона об оружии основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
В период спорных правоотношений действовал Приказ МВД России от 27 апреля 2012 года N 373 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольною гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему".
Согласно пункту 25.1 названного Административного регламента сотрудник при получении заявления устанавливает личность заявителя по предъявляемому им паспорту, после чего, кроме прочего, сверяет сведения о марке, модели, калибре, номере и годе выпуска оружия и сведения о юридическом лице - поставщике, УЛРР МВД России или территориальном органе МВД России (в случае получения оружия непосредственно от предыдущего владельца), указанные в дубликате лицензии, со сведениями, указанными в заявлении и документа.
При этом для вынесения заключения о возможности выдачи разрешения сотрудником проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, в том числе путем сопоставления со сведениями, содержащимися в АИПС "Оружие-МВД" (пункт 26 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 19 сентября 2017 года Козлову Е.А. выдан дубликат лицензии серии ЛГа N на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия сроком действия до 19 марта 2018 года.
22 сентября 2017 года в OЛPP УФСВНГ России по Смоленской области поступило заявление Козлова Е.А. о выдаче разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а именно "Sauer" калибра N N, приобретенного 2 сентября 2017 года в ЗАО "Терминал-Финанс", расположенном по адресу: "адрес", по лицензии серии ЛГа N, выданной 19 сентября 2017 г. ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области.
Из акта осмотра оружия от 22 сентября 2017 года, составленного инспектором ОЛРР УФСВНГ РФ по Смоленской области Савченковой О.В. в присутствии Козлова Е.А, следует, что проведен осмотр приобретенного оружия и патронов к нему, а также осуществлена сверка вида, модели, серии, номера и года выпуска оружия с учетными данными. В результате сверки "Sauer" калибра N, N расхождений не выявлено.
По результатам рассмотрения представленных документов 4 октября 2017 года Козлову Е.А. выдано разрешение серии РОХа N на хранение и ношение охотничьего огнестрельного пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему - "Sauer" калибра N, N.
01 сентября 2021 г. старшим инспектором ОЛРР по Вяземскому, Угранскому, Темкинскому, Гагаринскому, Новодугинскому, Сычевскому районам Управления Росгвардии по Смоленской области Савченковой О.В. подан рапорт на имя начальника МО МВД России "Вяземский", в котором просит дать указание подчиненным сотрудникам организовать и провести проверку с целью проведения исследования охотничьего огнестрельного трех ствольного оружия иностранного производства N, принадлежащего Козлову Е.А, в связи с визуальным обнаружением нарезов в нижнем стволе указанного оружия; данный материал занести в КСПУ для дальнейшей проверки и принятия решения. В этот же день УУП МО МВД России "Вяземский" на основании указанного рапорта составлен протокол изъятия у Козлова Е.А. оружия - "Sauer" калибра N N.
Из сообщения Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве от 23 сентября 2021 года следует, что сведениями о получении ЗАО "Терминал-Финанс", зарегистрированном по адресу: "адрес" (ОГРН N), лицензий на осуществление частной охранной деятельности, лицензий на хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия и его основных частей и патронов, разрешений на ввоз их в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, разрешений на перевозку, транспортирование и использование оружия на стрелковых объектах, иных лицензий и разрешений на осуществление деятельности, связанной с оборотом оружия и патронов, а также сведениями о наличии у данного юридического лица гражданского оружия и патронов к нему, Главное управление Росгвардии по г. Москве не располагает.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Терминал-Финанс" 04 июня 2007 года прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния, правопреемник ЗАО "АМЕГА" (ОГРН N).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенной в свободном доступе в сети интернет в отношении ЗАО "АМЕГА", расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", следует, что данное юридическое лицо, основным видом деятельности которого являлась "деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров", прекратило свою деятельность 11 июля 2016 года.
27 января 2022 года оружие - "Sauer" калибра N N, иностранного производства, от МО МВД России "Вяземский" на основании приемного акта N принято на склад вооружения ФКУ "ЦХиСО УМВД России по "адрес"".
Согласно ответу Управления Росгвардии по Смоленской области от 16 ноября 2022 года, при проверке по базе данных сервиса централизованного учета оружия Росгвардии охотничьего огнестрельного оружия "Sauer", кл. N, N, принадлежащего Козлову Е.А... установлено совпадение по модели и номеру с оружием, ранее состоявшим на учете в подразделении лицензионно-разрешительной работы г. Новосибирска. Разрешений на ввоз указанного оружия на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы Российской Федерации Управлением Росгвардии по Смоленской области не выдавалось. Согласно данных Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по г. Москве ЗАО "Терминал-Финанс", где Козловым Е.А. приобретено указанное оружие, лицензия на торговлю оружием и патронами не выдавалась.
Из ответа Смоленской таможни от 8 декабря 2022 года следует, что таможенный орган не располагает сведениями о декларировании огнестрельного оружия модели "Sauer" по установленным параметрам.
Удовлетворяя требования прокурора в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение на оружие от 04 октября 2017 года серии РОХа N выдано Козлову Е.А. с нарушением положений Административного регламента без надлежащей проверки сведений об оружии со стороны ответственного сотрудника разрешительной системы, в связи с чем, оружие незаконно введено в легальный оборот на территории Российской Федерации.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции, отметив, что дальнейшую судьбу изъятого оружия должна разрешить Росгвардия.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью выводов судов первой и апелляционной инстанций не имеется, выводы судов исчерпывающе мотивированы в судебных актах, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы по существу были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка при исследовании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов нижестоящих инстанций, в кассационной жалобе не содержится.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вяземского районного суда Смоленской области от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козлова Е.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.