Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 ноября 2009 г. N Ф04-6838/2009
(извлечение)
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДИКОРОС-Тюмень" (далее - ООО "ДИКОРОС-Тюмень") задолженности в размере 12 600 000 руб. по договору о субсидировании N 24/004-07 от 25.04.2007 (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 21.12.2007).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2009, оставленного без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование заявленных требований ответчик указывает, что полученные денежные средства использованы им по целевому назначению. Как полагает заявитель, материалами дела подтверждается, что им произведены затраты на сумму 15 190 992,7 руб. Кроме того, приобретение оборудования подтверждает приложенными к кассационной жалобе лизинговым договором N Р406/Л/0607 от 09.06.2007 С ЗАО "Русская лизинговая компания" и заключенным в последствии договором купли-продажи с ООО "Рефмастер-Т". Настаивает на том, что обществом была проведена реконструкция помещений, закуплено оборудование, в подтверждение чего ссылается на справку от 06.04.2009 о проверке наличия установленного оборудования и состояния выполненных работ в рамках договора субсидирования N 24/004-07 от 25.04.2007.
Ответчик указывает, что в период рассмотрения настоящего дела ООО "ДИКОРОС-Тюмень" было лишено возможности надлежащим образом представлять свои интересы: участвовать в судебных заседаниях и представлять доказательства по делу, в том числе документы, подтверждающие затраты. Деятельность общества была затруднена в результате противоправных действий третьих лиц, о чем возбуждено уголовное дело. Виновные действия ответчика в данном случае отсутствуют, в связи с чем общество не должно нести ответственность.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области считает решение и постановление суда законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании огласил доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.04.2007 между Департаментом и ООО "ДИКОРОС-Тюмень" (получатель, в настоящее время общество переименовано в общество с ограниченной ответственностью "ДИКОРОС") был заключен договор о субсидировании N 24/004-07.
Согласно пункту 1.2 Договора, Департамент обязался предоставить ООО "ДИКОРОС-Тюмень" субсидию на выполнение программного мероприятия областной целевой программы "Сотрудничество" по пункту 6.2.18 "Государственная поддержка предприятий, осуществляющих заготовку дикоросов с объемом производства не менее 300 тонн в год на создание производственно-технологической базы по сбору, переработке, хранению и реализации дикоросов" на реконструкцию производства по сбору, переработке, хранению и реализации дикоросов, приобретение холодильного и технологического оборудования для первичной обработки сырья на заготовительных пунктах, технологические линии посолки, сушки и фасовки, технологический автотранспорт.
Размер субсидии установлен в пункте 2.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 21.12.2007) и составляет 12 600 000 руб.
Из пункта 3.1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 21.12.2007) следует, что получатель обязан приобрести технику, технологическое и холодильное оборудование с учетом его доставки и монтажа, произвести реконструкцию производства по сбору, переработке, хранению и реализации дикоросов.
В срок до 1 июля 2008 года получатель обязан представить Департаменту копии документов, а именно, договоры на приобретение, счета-фактуры, счета на оплату, товарные накладные; платежные документы; проектную документацию на реконструкцию производства по сбору, переработке, хранению и реализации дикоросов; сводный сметный расчет, согласованный с Департаментом; справку о стоимости выполненных работ (форма КС-3); акты сдачи-приемки выполненных работ (форма КС-2) (пункт 3.1.2 договора, в редакции дополнительного соглашения N 2 от 21.12.2007).
Пунктом 3.2.2 договора предусмотрено, что Департамент имеет право принять решение о расторжении настоящего договора в одностороннем порядке и в данном случае получатель должен осуществить возврат Департаменту полученных по договору средств.
Согласно материалам дела во исполнение указанного договора Департамент перечислил ООО "ДИКОРОС-Тюмень" 12 600 000 руб.
Руководствуясь пунктом 3.2.2 договора и в связи с неисполнением ООО "ДИКОРОС-Тюмень" условий договора о документальном обосновании использования предоставленной субсидии, Департаментом в адрес общества было направлено уведомление о расторжении договора, где Департамент уведомил ответчика о расторжении договора и потребовал возвратить денежные средства в размере 12 600 000 руб. в областной бюджет в полном объеме.
В связи с тем, что денежные средства в размере 12 600 000 руб. ООО "ДИКОРОС-Тюмень" в установленный срок не были возвращены в областной бюджет, Департамент обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на пункт 3.2.2 договора N 24-004-07 от 25.04.2007, статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал, что ответчиком нарушены условия использования субсидии, документальное подтверждение расходования полученных денежных средств по целевому назначению ответчиком не выполнены, в связи с чем полученная сумма в размере 12 600 000 руб. подлежит возврату.
Относительно довода заявителя о том, что представители общества не могли участвовать в судебных процессах и представлять доказательства по делу в связи с наличием судебных процессов о полномочиях директора ООО "ДИКОРОС-Тюмень", суд обоснованно отметил, что данные обстоятельства не относятся к настоящему спору и не могли являться препятствием для представления ответчиком документов, подтверждающих расходование денежных средств по целевому назначению.
Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правильными, основанными на нормах действующего законодательства и исследованных, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствах.
Представленные заявителем документы в обоснование доводов кассационной жалобы не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку не были представлены и не исследовались в суде первой и апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судами, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А70-8030/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2009 г. N Ф04-6838/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании