Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 ноября 2009 г. N Ф04-6491/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 г.
Товарищество собственников жилья "Созвездие" (далее - ТСЖ "Созвездие") обратилось с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к администрации города Кемерово о разрешении возникших между сторонами разногласий к договору от 11.01.2009 N 29-02/09 о предоставлении субсидий по возмещению затрат по коммунальным услугам и услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек:
- об обязании администрации города Кемерово заключить с товариществом собственников жилья "Созвездие", г. Кемерово договор от 11.01.2009 N 29-02/09 о предоставлении субсидий по пунктам 3.2.1, 3.3.4, 3.3.5 и 3.3.7 в редакции истца;
- об исключении из условий договора от 11.01.2009 N 29-02/09 пунктов 3.2.2, 3.3.8, 3.3.9, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.7, 4.8, 4.10, из приложения N 2 к договору - расчет субсидий, с учетом НДС, распространив действия договора к отношениям, возникшим до заключения договора, с 01.01.2009.
В правовое обоснование иска указаны статьи 445, 446 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжение администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375 "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.07.2009, законность которого в апелляционном суде не проверялась, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе администрация города Кемерово просит изменить решение в мотивировочной части, исключить из нее следующий вывод:
"При наличии указанных в данном документе критериев, подтвержденных определенными документами, лицо, претендующее на возмещение своих издержек, вправе требовать предоставления субсидий, в пределах выделяемых лимитов, независимо от наличия, либо отсутствия договора".
По мнению заявителя, данный вывод основан на неверном толковании закона. Анализируя распоряжение администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375, суд не принял во внимание пункт 7 утвержденного порядка.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно требованиям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с положениями статьи 426 Гражданского кодекса российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Как установлено судом первой инстанции, администрация города Кемерово (Администрация) направила товариществу собственников жилья "Созвездие", г. Кемерово (получатель) договор от 11.01.2009 N 29-02/09.
Предметом договора является предоставление 2009 году получателю субсидий, в целях возмещения затрат, в связи с оказанием собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в жилых домах, согласно приложению N 1, коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества по ценам и тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Истец подписал 24.03.2009 договор с протоколом разногласий. Ответчик направил истцу протокол согласования разногласий.
Не согласившись с предложением ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Распоряжением Администрации г. Кемерово от 07.04.2008 N 1375 утвержден "Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек".
Данный документ устанавливает правила предоставления субсидий и выделения средств из бюджета (пункты 1 и 2), определяет получателей субсидий, порядок определения их перечня, цель предоставления субсидий, а также лицо, предоставляющее субсидии (пункты 3, 4, 5 и 6), сроки предоставления субсидий (пункт 8), перечень документов и сведений, необходимых для предоставления субсидий (пункт 9), порядок и случаи возврата субсидий, при не целевом их использовании (пункт 12), то есть определяет критерии лиц, которым должны быть предоставлены субсидии и сроки их предоставления.
Проанализировав исковые требования, исследовав и оценив положения вышеназванных норм, суд первой инстанции установил, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены доказательства и обоснования того, что данный договор является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо, что для ответчика заключение данного договора является обязательным (статьи 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, анализируя муниципальный правовой акт - Распоряжение администрации города Кемерово от 07.04.2008 N 1375 "О порядке предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", суд первой инстанции пришел к преждевременному выводу о праве юридических лиц при соответствии критериям получения субсидий из местного бюджета требовать их предоставления без договора.
Суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба администрации города Кемерово об исключении из мотивировочной части решения указанного вывода подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В пункте 7 названного выше "Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек" указано, что предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключенного между Управлением и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оказывающими услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях. Из содержания данной нормы следует, что соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе.
Как правильно указывает ответчик в кассационной жалобе, оспариваемый вывод суда сделан без системного толкования всех норм, устанавливающих порядок предоставления субсидий юридическим лицам.
Учитывая, что указанный вывод арбитражного суда не повлек за собой принятие неправильного по существу судебного акта, суд кассационной инстанции считает возможным изменить решение суда первой инстанции, исключив при этом из его мотивировочной части вывод о том, что "при наличии указанных в данном документе критериев, подтвержденных определенными документами, лицо, претендующее на возмещение своих издержек, вправе требовать предоставления субсидий, в пределах выделяемых лимитов, не зависимо от наличия, либо отсутствия договора".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
кассационную жалобу администрации города Кемерово удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.07.2009 по делу N А27-6051/2009 изменить в мотивировочной части, исключить из нее следующий вывод:
"При наличии указанных в данном документе критериев, подтвержденных определенными документами, лицо, претендующее на возмещение своих издержек, вправе требовать предоставления субсидий, в пределах выделяемых лимитов, независимо от наличия, либо отсутствия договора".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2009 г. N Ф04-6491/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании