Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 ноября 2009 г. N Ф04-7034/2009
(извлечение)
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области), при участии третьего лица - арбитражного управляющего Р.О.Н. (далее - арбитражный управляющий Р.О.Н.), о признании недействительным решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Омского муниципального унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 9 (далее - ОМУ ПАТП-9).
Решением от 24.06.2009 (судья Х.К.В.) Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что оспариваемое решение регистрирующего органа не нарушает прав заявителя, соответствует положениям действующего в тот период закона.
Постановлением от 26.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда состоявшееся по делу решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС по Советскому административному округу г. Омска, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Считает, что суд неверно толкует положения пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Отзывы на кассационную жалобу от МИФНС России N 12 по Омской области и арбитражного управляющего Р.О.Н. в суд не представлены.
Заслушав представителя инспекция ФНС по Советскому административному округу г. Омска, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что решением от 27.11.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1234/2007 Омское муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 9 признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Р.О.Н.
Определением от 21.04.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1234/2007 конкурсное производство в отношении ОМУ ПАТП-9 завершено.
Р.О.Н. 24.04.2009 обратился в МИФНС России N 12 по Омской области с заявлением о выдаче свидетельства о государственной регистрации ликвидации ОМУ ПАТП-9, к которому прилагалось вышеуказанное определение арбитражного суда от 21.04.2009 о завершении конкурсного производства.
04.05.2009 Межрайонной инспекцией ФНС России N 12 по Омской области принято решение N 12594Б о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о ликвидации ОМУ ПАТП-9.
Не согласившись с государственной регистрацией прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, ФНС России обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФНС России требований, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 1, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статей 61, 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей в период процедуры конкурсного производства ОМУ ПАТП-9, статьи 187 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии в действиях МИФНС России N 12 по Омской области нарушений требований действующего законодательства при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ОМУ ПАТП-9.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, МИФНС России N 12 по Омской области произведена государственная регистрация прекращения деятельности юридического лица в соответствии с порядком, установленным статьей 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей в период процедуры конкурсного производства ОМУ ПАТП-9, а именно: арбитражный управляющий 24.04.2009 представил на регистрацию определение от 21.04.2009 Арбитражного суда Омской области, МИФНС России N 12 по Омской области 04.05.2009 приняла решение N 12594Б о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей в период процедуры конкурсного производства ОМУ ПАТП-9, определение о завершении конкурсного производства, вынесенное после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, подлежит немедленному исполнению.
Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в реестр не позднее, чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Порядок предоставления документов и порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица установлены статьями 9, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции, действовавшей в период процедуры конкурсного производства ОМУ ПАТП-9.
В соответствии с положениями части 4 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией заявителем в регистрирующий орган является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии.
Статья 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Вывод судов первой и апелляционной о том, что МИФНС России N 12 по Омской области обязана произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в течении 5 дней с момента получения данного определения, суд кассационной инстанции считает правильным. Определение суда от 21.04.2009 о завершении конкурсного производства согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса является обязательным для исполнения органов государственной власти.
Определением арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 21.04.2009 по делу N А46-1234/2007 на конкурсного управляющего возложена обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ОМУ ПАТП-9, а также в течении месяца представить в суд свидетельство о внесении записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ссылка заявителя жалобы на статью 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ является несостоятельной, так как согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции относительно отсутствия в действиях МИФНС России N 12 по Омской области нарушений требований действующего законодательства при внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ОМУ ПАТП-9, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о неправильном применении апелляционным судом положений статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" суд кассационной инстанции считает необоснованными.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.06.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.08.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11018/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2009 г. N Ф04-7034/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании