Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2009 г. N Ф04-7030/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ОКСИ-сервис" (далее - ООО "ОКСИ-сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления от 29.04.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, Управление) о наложении административного штрафа в размере 2 767 рублей по делу об административном правонарушении N 11/03-АДМ-2009.
Решением от 29.07.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе УФАС по Кемеровской области просит отменить решение от 29.07.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Управление заявляет, что злоупотребление доминирующим положением со стороны Общества выразилось в необоснованном отказе от подписания акта на установление границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние сетей и электрооборудования, а также необоснованного отключения электрической энергии ООО "КриоГаз".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ОКСИ-сервис" просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.03.2009 Управлением вынесено решение N 7/А-10-2009, в соответствии с которым Общество было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением от 29.04.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 11/03-АДМ-2009 УФАС по Кемеровской области находит вину Общества доказанной, назначает административное наказание в соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и налагает на ООО "ОКСИ-сервис" штраф в размере 2 767 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением Управления, обжаловало его в арбитражном суде.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетики предусмотрено, что, в случае смены собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.
При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям иного владельца объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства и иным потребителем заключается договор технологического присоединения, плата по такому договору устанавливается в соответствии с правилами и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, и деятельность по оказанию услуг по технологическому присоединению и услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее Правила недискриминационного доступа) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 3 Правил недискриминационного доступа недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. При этом, согласно пункту 4 указанных Правил, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 указанных Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 2 действие Правил технологического присоединения распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 6 указанных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.04.2009 N 11/03-АДМ-2009 вынесено Управлением без учета требований указанных документов.
В постановлении отражено, что Общество, занимая доминирующее положение в рамках локального рынка эксплуатации объектов инфраструктуры электроэнергетики в пределах географических границ, определенных территорий, охватываемой присоединенной сетью Общества, расположенной по адресу: город Новокузнецк, улица Промстроевская, 15, уклоняется от подписания акта установления границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние сетей и электрического оборудования ООО "КриоГаз" и необоснованно отключило электрическую энергию объекта, принадлежащего ООО "КриоГаз".
Отсутствие акта на установление границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние сетей и электрооборудования ООО "КриоГаз" свидетельствует об отсутствии надлежащего технологического присоединения электрооборудования ООО "КриоГаз" к сетям и электрооборудованию Общества и сетевой организации, и, соответственно, исключает как возможность снабжения электрической энергией объекта, принадлежащего ООО "КриоГаз", так и ответственность Общества за отключение объекта, не имеющего надлежащего технологического присоединения.
Тот факт, что здание по указанному адресу ранее входило в состав имущества Общества и снабжалось электроэнергией с использованием сетей и электрооборудования Общества, согласно требованиям законодательства об электроэнергетике, автоматически не влечет его дальнейшее электроснабжение.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике для электоснабжения без повторного технологического присоединения как минимум требуется подтвердить, что смена собственника не влечет за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требует изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения.
Между тем, документы, подтверждающие указанные обстоятельства, как в случае перехода права собственности на здание лесопильного цеха в собственность П. О.Ф., так и в случае перехода права собственности на указанное здание ООО "КриоГаз", в материалах административного дела отсутствуют.
Также в материалах административного дела отсутствуют доказательства извещения Общества и П. О.Ф., как сетевой организации и гарантирующего поставщика, об изменении собственника здания лесопильного цеха, что свидетельствует о нарушении статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпунктов 3.1.14 и 3.2.3 договора от 27.06.2005 N 1342.
При установленных фактических обстоятельствах прекращение Обществом электроснабжения ООО "КриоГаз" не образует состава правонарушения и не может являться злоупотреблением доминирующим положением на локальном рынке эксплуатации объектов инфраструктуры электроэнергетики, поскольку к этому моменту у ООО "КриоГаз" не возникло права на электроснабжение.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Основания для отмены принятого по делу судебного акта судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.07.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9318/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2009 г. N Ф04-7030/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании