Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2009 г. N Ф04-7102/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Управление государственного автодорожного надзора по Тюменской области (далее - УГАДН по Тюменской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью автотранспортное предприятие "Отечество" (далее - ООО АТП "Отечество", Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования Управления удовлетворены. ООО АТП "Отечество" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением от 10.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований Управления о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление от 10.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставить в силе решение от 18.06.2009 Арбитражного суда Тюменской области.
Управление не согласно с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Общество не могло предполагать о противоправности своих действий.
В отзыве на кассационную жалобу ООО АТП "Отечество", соглашаясь с выводами арбитражного суда апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.04.2009 должностным лицом УГАДН по Тюменской области в соответствии с приказом "О проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортом" от 22.04.2009 N 5/136 была проведена проверка выполнения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автотранспортом ООО АТП "Отечество".
По итогам проверки составлен акт от 30.04.2009 N 114 о нарушении Обществом требований подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом).
В нарушение требований пункта 30 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории города Тюмени, утвержденного распоряжением Администрации города Тюмени от 21.04.2006 N 846-рк ООО АТП "Отечество", заключив договоры с Управлением по транспорту Администрации города Тюмени (далее - Управление по транспорту) на осуществление пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах городского округа города Тюмени от 20.12.2008 N 79/1-Т, 84-Т по маршрутам N 79 и N 84, передало маршруты другим владельцам лицензий - индивидуальным предпринимателям, что подтверждается договорами от 31.12.2008 N 60 и 61.
По результатам проверки в отношении ООО АТП "Отечество" составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2009 N 000497/72, в котором зафиксировано, что Общество не обеспечило выполнение лицензионных условий и требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек.
На основании данного протокола УГАДН по Тюменской области обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО АТП "Отечество" к административной ответственности.
Оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции об отказе в привлечении Общества к административной ответственности, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Статьей 2 Закона о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров установлены в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
К ним, в том числе, относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом).
С целью создания условий для предоставления населению транспортных услуг, организации и осуществления транспортного обслуживания на территории города действует Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории города Тюмени, утвержденное распоряжением Администрации города Тюмени от 21.04.2006 N 846-рк (далее - Положение).
Согласно подпункту 1 пункта 30 Положения перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров на обслуживаемом маршруте, запрещается передавать маршрут или отдельные рейсы согласно расписанию движения транспортных средств на маршруте, для организации и осуществления перевозок по ним другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются как административное правонарушение в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 до 40 тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что согласно пунктам 1.2 договоров N 60 и N 61 Ш. А.В. (перевозчик) и Ш. И.А. (перевозчик) предоставляют автотранспортные средства.
Пунктом 1.3 договоров N 79/1-Т, 84-Т предусмотрено, что подвижной состав ООО АТП "Отечество" (исполнителя), задействованный в осуществлении регулярных пассажирских перевозок, включает в себя транспортные средства исполнителя, прошедшие в соответствии с приказом Управления от 18.11.2008 N 282-осн.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что из письма Управления по транспорту Администрации города Тюмени от 04.06.2009 N 663и следует, что подпункт 1 пункта 30 Положения не запрещает перевозчику привлекать транспортные средства иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих лицензией на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, для осуществления перевозок по маршрутам, в целях поддержания стабильного пассажиропотока, бесперебойной работы пассажирского транспорта, создания качественных условий по представлению транспортных услуг населению.
Таким образом, Управление по транспорту Администрации города Тюмени, с которым ООО АТП "Отечество" заключило договоры на осуществление пассажирских перевозок на муниципальном маршруте городского округа города Тюмени, разрешило и одобрило заключение ООО АТП "Отечество" вышеназванных договоров с индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что при наличии у ООО АТП "Отечество" разрешения Управления по транспорту Администрации города Тюмени на привлечение к перевозочной деятельности транспортных средств индивидуальных предпринимателей на осуществление пассажирских перевозок на муниципальном маршруте городского округа города Тюмени, ООО АТП "Отечество" не могло предполагать противоправность своих действий.
Исходя из изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения ООО АТП "Отечество" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 10.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4346/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2009 г. N Ф04-7102/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании