Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 ноября 2009 г. N Ф04-7169/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Русь" (далее - ЗАО "Русь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - агентство кадастра объектов недвижимости) по внесению в Государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в сумме 217 706 449,80 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5 285,42 руб. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:504 площадью 41 190 кв. метров, местоположение которого установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Енисейская, д. 1, и обязании исключить из Государственного земельного кадастра внесенные в него сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Заявленные требования основаны ссылками на статьи 197-199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемые действия агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:504 осуществлены при не соблюдении положений приказа Министерства экономического развития N 222 от 12.08.2006 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", а также пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено правительство Омской области.
Решением от 18.06.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2009, суд отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их незаконности и необоснованности.
В кассационной жалобе ООО "Русь", ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу, просит отменить судебные акты, вынести новый судебный акт.
Податель жалобы считает необоснованным и недостоверным вывод суда о том, что удельные показатели кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен спорный земельный участок, утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенный пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п), полагая, что указанным постановлением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости, а не удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, которые являются разными понятиями и рассчитываются по-разному. Общество несогласно с выводом суда о том, что средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования применяются лишь для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в определенных случаях. По мнению общества, судом не исследовано обстоятельство нарушения агентством кадастра объектов недвижимости пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Правительство Омской области в отзыве высказалось против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене, как законные и основанные на выводах суда, соответствующих обстоятельствам по делу.
Извещенные надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу стороны и третье лицо не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Русь", являясь в период с 07.03.2008 по 12.11.2008 собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:110210:504, для определения размера земельного налога получило 29.01.2009 от агентства кадастра объектов недвижимости выписку из государственного кадастра недвижимости на земельный участок о кадастровой стоимости 217 706 449,80 руб. земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости 5 285,42 руб., установленных в соответствии с постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (в редакции постановления от 26.11.2008 N 193-п) и Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
ЗАО "Русь", считая не соответствующим законодательству определение кадастровой стоимости спорного земельного участка по среднему удельному показателю кадастровой стоимости земельных участков, утвержденному постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 217 706 449, 80 руб.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:504 является вновь образованным, определение кадастровой стоимости которого соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
При этом судом первой инстанции указано, что доказательств неправомерности произведенного арифметического расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка заявителем не представлено.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий необходимо установить одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила от 08.04.2000 N 316).
Пунктом 10 Правил от 08.04.2000 N 316 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области" к полномочиям правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Во исполнение указанных правовых актов правительство Омской области 19.12.2007 приняло постановление N 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, подлежащие использованию исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границы;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка").
Согласно материалам дела, спорный земельный участок сформирован в апреле 2007 года и является вновь образованным.
Из имеющейся в материалах дела кадастровой выписки от 19.05.2009 N 5536/213/09-2150 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110210:504 видно, что кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен спорный земельный участок, утверждены и содержатся в постановлении правительства Омской области от 19.12.2007N 174-п.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о том, что поскольку земельный участок является вновь образованным, то является правомерным определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 10:504 методом, предусмотренным пунктом 2.1.3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок (утвержденного постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в редакции постановления от 26.11.2008 N193-п) на площадь земельного участка.
Судебные инстанции, установив, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества, не возлагает на него незаконных дополнительных обязанностей, пришли к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
По существу доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При проверке материалов дела судами не допущено нарушений для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.06.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2009 по делу N А46-8406/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Русь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2009 г. N Ф04-7169/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании