Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 ноября 2009 г. N Ф04-7188/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 г.
Военный комиссариат г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - военный комиссариат, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 1 предписания от 05.12.2008 г. N 53 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - Управление Росфиннадзора в ЯНАО) недействительным, как не соответствующего Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", Решению исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 г. N 53, а также другими нормативными актами, принятыми законодательными органами субъекта Российской Федерации.
Заявитель ссылается на то, что с момента принятия Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", по настоящее время Правительством Российской Федерации не принят нормативный документ, устанавливающий размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.
По мнению заявителя, пункт 1 оспариваемого предписания ведет к нарушению принципа равенства перед законом и судом, не обеспечению гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории и одного округа.
При этом заявитель ссылается на пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера", которым предоставлено право Советам Министров республик, входящих в РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 г. N 1503 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", установлен районный коэффициент в населенных пунктах южнее Полярного круга - 1,7 (согласно приложению к Закону - город Муравленко расположен южнее Полярного круга).
Решением от 12.05.2009 г. Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.07.2009 г., заявленные военным комиссариатом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росфиннадзора в ЯНАО просит отменить принятые по делу судебные акты и производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ссылаясь на то, что предписание по устранению выявленных нарушений от 05.12.2008 г. N 53 выдано руководителю военного комиссариата, поэтому данный спор не подведомствен арбитражному суду.
Кроме того, заявитель ссылается на применение судами норм материального права, утративших силу на 01.01.2008 г., а также не применение норм права, подлежащих применению.
По мнению заявителя, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Заявитель жалобы указывает, что в результате применения военным комиссариатом за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. к заработной плате военнослужащих и гражданского персонала районного коэффициента - 1,7 установлено незаконное использование средств федерального бюджета в сумме - 194 306,80 руб., которая не компенсируется в федеральный бюджет субъектом Российской Федерации или Министерством обороны Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу военным комиссариатом до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Управлением Росфиннадзора в ЯНАО была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности военного комиссариата г. Муравленко за период 2006-2007 г., в ходе которой было установлено незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием.
По результатам проверки руководителем Управления Росфиннадзора в ЯНАО было вынесено предписание от 05.12.2008 г. N 53 с требованием устранить допущенные нарушения в виде незаконного использования средств федерального бюджета и проинформировать контролирующий орган не позднее 31.12.2008 г..
В пункте 1 данного предписания указано на неправомерное начисление военнослужащим и гражданскому персоналу к заработной плате районного коэффициента в размере - 1,7, вместо 1,5.
Военный комиссариат г. Муравленко, полагая, что указанный пункт 1 предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Росфиннадзора в ЯНАО от 05.12.2008 г. N 53.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статей 27, 29, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сложившейся судебной практики по данной категории арбитражных дел и отсутствия правового регулирования на федеральном уровне вопроса о размере районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работникам бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, пришли к выводу об удовлетворении заявленных военным комиссариатом требований, с признанием недействительным пункта 1 предписания Управления Росфиннадзора в ЯНАО от 05.12.2008 г. N 53 как несоответствующего Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 г. N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицами, проживающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", решению исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 15.02.1991 г. N 53.
Проанализировав вышеуказанные нормативные акты, арбитражные суды пришли к выводу о том, что с 01.01.2005 г. подлежит применению в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа единый районный коэффициент к заработной плате работникам бюджетных организаций - 1,7.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Политика Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Нормами международного права, установленными во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией N 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), также закреплен данный основополагающий принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности, трудовых прав человека в какой-либо форме.
Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. N 197-ФЗ (далее по тексту - Трудовой кодекс) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2 Трудового кодекса).
Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В статье 6 Трудового кодекса закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, включая и бюджетные, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.
Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
С учетом указанных обстоятельств и исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса, а также из принципов, определенных Конституцией Российской Федерации и норм международного права, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа и пришли к выводу о том, что с 01.01.2005 г. подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе (к данной категории населенных пунктов относится и г. Муравленко), в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,7, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса на федеральном уровне.
Данные выводы арбитражных судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2009 г. N 1337/09.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Кроме того, до рассмотрения данного дела в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 г. N 555 "О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" введен в районах, расположенных южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе районный коэффициент к заработной плате военнослужащих в размере - 1,7.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.05.2009 г. Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 17.07.2009 г. Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-276/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2009 г. N Ф04-7188/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании