Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 ноября 2009 г. N Ф04-7389/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 г.
Кемеровский городской Совет народных депутатов обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 13.01.2009 N 11/39 и предписания от 13.01.2009 N 11/40.
Решением от 11.06.2009 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных Кемеровским городским Советом народных депутатов требований отказано.
Постановлением от 07.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кемеровский городской Совет народных депутатов, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов указанных судебных инстанций фактическим обстоятельствам, просит отменить решение от 11.06.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, постановление от 07.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки соответствия требованиям антимонопольного законодательства действующих на территории Кемеровской области нормативных правовых актов антимонопольный орган принял решение от 13.01.2009 N 11/39, согласно которому пункт 6.1.5 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 N 263 признан противоречащим требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона N 135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" и вынесено предписание от 13.01.2009 N 11/40, которым этому Совету народных депутатов предложено в срок до 23.02.2009 устранить допущенное нарушение антимонопольного законодательства, путем исключения из постановления N 263 от 30.09.2005 пункта 6.1.5.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, Кемеровский городской Совет народных депутатов обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 13.01.2009 N 11/39 и предписания от 13.01.2009 N 11/40.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций признали правильным вывод антимонопольный орган о том, что предоставление Кемеровским городским Советом народных депутатов льготы по земельному налогу учреждениям, финансируемым из бюджета города Кемерово, привело к созданию неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке, и к ограничению конкуренции.
Выводы указанных судебных инстанций основаны на неправильном истолковании норм материального права и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Из содержания пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) следует, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 1 статьи 387 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из содержания пункта 2 указанной нормы федерального закона следует, что представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, также являющейся нормой федерального закона, установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Согласно пункту 6.1.5 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 N 263 льгота по уплате земельного налога установлена для бюджетных учреждений, созданных органами местного самоуправления, финансируемых из бюджета города Кемерово и находящихся на территории города Кемерово.
Из преамбулы постановления от 30.09.2005 N 263 следует, что этот нормативный правовой акт принят Кемеровским городским Советом народных депутатов на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Антимонопольные органы не относятся к органам, уполномоченным давать разъяснения или осуществлять контроль в сфере налогового законодательства.
В материалах дела отсутствуют полученные в соответствии с действующим налоговым законодательством доказательства, свидетельствующие о нарушении пунктом 6.1.5 постановления Кемеровского городского Совета народных депутатов от 30.09.2005 N 263 порядка и условий применения льгот по земельному налогу.
Следовательно, предоставленные Кемеровским городским Советом народных депутатов льготы по налогам и сборам бюджетным учреждениям, созданным органами местного самоуправления, финансируемым из бюджета города Кемерово и находящимся на территории города Кемерово, то есть предусмотренные действующим налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, не являются препятствием для возникновения конкуренции и не могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, вынесенные антимонопольным органом решение от 13.01.2009 N 11/39 и предписание от 13.01.2009 N 11/40 не соответствуют фактическим обстоятельствам, противоречат смыслу и содержанию пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.06.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4220/2009 отменить.
Принять новое решение.
Заявление Кемеровского городского Совета народных депутатов удовлетворить. Признать недействительными решение от 13.01.2009 N 11/39 и предписание от 13.01.2009 N 11/40 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в пользу Кемеровского городского Совета народных депутатов государственную пошлину в размере 4 000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 05.03.2009 N 49287, от 31.07.2009 N 261142 и от 06.10.2009 N 341999 за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2009 г. N Ф04-7389/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании