Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 1 декабря 2009 г. N Ф04-7473/2009
(извлечение)
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее по тексту - КОАО "Азот", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области г. Кемерово (далее по тексту - Управление Росприроднадзора) с заявлением о признании незаконным постановления от 12.05.2009 N А-104-в/1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 06.07.2009 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу решение и постановление, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального права.
Общество полагает, что судом неправильно установлены фактические обстоятельства по делу.
Считает, что в рассматриваемом правоотношении имеет место не выброс загрязняющих веществ без специального разрешения, образующий состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, а нарушение условий специального разрешения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Управления Росприродназора, полагая, что судебные акты являются законными и обоснованными, просили кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Управление Росприроднадзора провело внеплановую проверку Общества, в ходе которой было установлено, что в нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон N 96-ФЗ), части 1 статьи 22, частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) Обществом допущен выброс загрязняющих веществ от ненормированного источника N 1291 в цехе Лактам-3 без специального разрешения, о чем составлен акт проверки от 16.04.2009 N А-104-в и в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2009 N А-104-в/1.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Росприроднадзора вынесено постановление от 12.05.2009 N А-104-в/1, согласно которого Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб.
КОАО "Азот", не согласившись с постановлением Управления Росприроднадзора, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе выбросы в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункта 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.
В силу пункта 8 статьи 15 Закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела производственная деятельность Общества связана с эксплуатацией источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. При этом специальное разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с 2006 года и до момента проведения проверки на источник выбросов загрязняющих веществ N 1291 в цехе Лактам-3 не получено.
Имеющееся у Общества специальное разрешение N 34/атмКЕМ на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Кемеровской области, сроком действия до 01.01.2009 и продленным до 11.05.2009, не содержит нормативов по цеху Лактам-3. Указанный цех не включен в проект нормативов выбросов, являющийся неотъемлемой частью разрешения N 34/атмКЕМ.
При таких обстоятельствах вывод судов о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ является правильным.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.07.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8071/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2009 г. N Ф04-7473/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании