Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 декабря 2009 г. N Ф04-8074/2009 по делу N А02-82/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ОЛТИ+" (далее - ООО "ОЛТИ+") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительными решения от 29.12.2008 Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Республике Алтай (далее - Управление) об отказе в предоставлении во временное владение и пользование на основании договора аренды земельного участка площадью 0, 28 гектара, кадастровый номер 04:01:011308:0114, расположенного по адресу: Республика Алтай, Майминский район, придорожная полоса автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" 454 км + 600 м и бездействия по не предоставлению указанного земельного участка в аренду.
Решением от 22.05.2009 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 17.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ОЛТИ+" просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Алтай.
Заявитель считает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
По его мнению, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ООО "ОЛТИ+" отмечает, что обжалуемые судебные акты затрагивают права и обязанности администрации муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай, не привлеченной к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу Управление указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "ОЛТИ+" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда, и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель Управления в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что постановлениями от 01.03.2004 N 100, от 18.05.2005 N 231 администрация Майминского района Республики Алтай утвердила акты выбора земельного участка из земель государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия племенное опытно-производственное хозяйство "Чуйское" (далее - ГУСП ПОПХ "Чуйское") под строительство автозаправочной станции ООО "ОЛТИ+", общей площадью 0, 28 гектара, для проектирования и строительства автозаправочной станции.
В соответствии с постановлением администрации Майминского района Республики Алтай от 31.05.2005 N 260 утвержден проект границ земельного участка площадью 2 800 квадратных метров из земель ГУСП ПОПХ "Чуйское" для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО "ОЛТИ+" в придорожной полосе автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" с левой стороны 451 км + 600 м.
Постановлением администрации Майминского района Республики Алтай от 10.06.2005 N 281 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУСП ПОПХ "Чуйское" на часть земельного участка, в том числе площадью 0, 28 гектара, расположенного в придорожной полосе автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" с левой стороны 451 км + 600 м.
В 2005 году ООО "ОЛТИ+" фактически осуществило строительство автозаправочной станции по адресу: Республика Алтай, Майминский район, Чуйский тракт, 454 км + 600 м.
В 2006 году на основании перечисленных постановлений администрации Майминского района Республики Алтай выделенный ООО "ОЛТИ+" участок был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 04:01:011308:0114.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 N 67 "О создании на территории муниципальных образований "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристко-рекреационного типа" (далее - Правительства N 67) на территории муниципальных образований "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай была создана особая экономическая зона туристко-рекреационного типа.
В соответствии с соглашением от 02.03.2007 N 2766-ГГ/Ф7, заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Алтай, администрацией муниципального образования "Майминский район", администрацией муниципального образования "Чемальский район", дополнительным соглашением к нему от 30.04.2008, земельный участок площадью 0,28 гектара, с кадастровым номером 04:01:011308:0114 вошел в состав территории указанной зоны.
Считая, что данная станция относится к объектам транспортной инфраструктуры, является объектом туристкой индустрии ООО "ОЛТИ+" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении во временное владение и пользование на основании договора аренды земельный участок с целью эксплуатации расположенной на нем автозаправочной станции.
Письмом от 29.12.2008 N 930 Управлением в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на отсутствие Административного регламента по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющимся резидентами особой экономической зоны земельных участков на основании договора аренды, а также на прохождение по земельному участку шумозащитного экрана в соответствии с проектом планировки территории особой экономической зоны.
Посчитав, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ОЛТИ+" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из отсутствия несоответствия законодательству решения от 29.12.2008 N 930 и отсутствия бездействия Управления по не предоставлению земельного участка ООО "ОЛТИ+", и кроме того указал, что заявитель приступил к строительству без получения надлежащих документов о предоставлении земельного участка в порядке статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, что привело к возведению самовольной постройки.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" определено, что особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 названного Федерального закона управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы.
Пунктом 2.7 соглашения от 02.03.2007 установлено, что администрация Республики Алтай, администрация муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай и администрация муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай с момента его подписания делегируют (передают) Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами на срок существования туристско-рекреационной особой зоны свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах территории особой зоны.
В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливается, в том числе и план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Соглашением о создании на территории муниципального образования "Майминский район" и муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 02.03.2007 N 2766-ГГ/Ф7, заключённым в порядке указанной нормы установлено, что Правительство Республики Алтай, администрация муниципального образования "Майминский район" Республики Алтай и администрация муниципального образования "Чемальский район" Республики Алтай совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами в срок до 15.12.2007 разрабатывают план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой зоны и прилегающей к ней территории (пункт 2.4 соглашения).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, установив отсутствие в проекте планировки туристско-рекреационной особой экономической зоны такого объекта инфраструктуры как автозаправочная станция арбитражный и апелляционный суды пришли к обоснованному выводу об отказе в заключении договора аренды земельного участка, как соответствующему закону в области регулирования по созданию особых экономических зон и не нарушающему законных прав и интересов заявителя.
Кроме того, арбитражный и апелляционный суда правомерно указали, что решениями судебных инстанций по делу N А02-4404/2005 вступившими в законную силу, признаны недействительными постановления администрации муниципального образования "Майминский район" об утверждении проекта границ земельного участка площадью 2800 квадратных метров из земель ГУСП ПОПХ "Чуйское" для проектирования и строительства автозаправочной станции ООО "ОЛТИ+" в придорожной полосе автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" с левой стороны 451 км + 600 м.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные и направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.05.2009 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 17.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-82/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОЛТИ+" - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2009 г. N Ф04-8074/2009 по делу N А02-82/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании