Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 декабря 2009 г. N Ф04-7928/2009 по делу N А45-7156/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2009 г.
Временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Барабинские мясопродукты" (далее по тексту - Общество) Л.А.Э. (далее по тексту - арбитражный управляющий, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с требованиями о признании незаконным решения от 18.02.2009 N 01-16-534/09 Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее по тексту - Управление ФРС по Новосибирской области, регистрирующий орган) и обязании регистрирующий орган предоставить информацию из Единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - ЕГРП), содержащую сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении Общества.
Заявленные требования мотивированы нарушением регистрирующим органом при отказе в предоставлении сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременение положений части 2 статьи 66 Федерального закона от 26.10.20002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон N 127-ФЗ).
По мнению заявителя, решение регистрирующего органа препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего, возложенных на арбитражного управляющего Законом N 127-ФЗ.
Решением от 09.06.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные арбитражным управляющим требования удовлетворены в полном объеме: отказ Управления ФРС по Новосибирской области, изложенный в письме от 18.02.2009 за N 01-16-534/09 в предоставлении запрашиваемой информации в отношении имущества должника признан незаконным.
В целях устранения допущенных нарушений, арбитражный суд обязал Управление ФРС по Новосибирской области предоставить информацию временному управляющему информацию из ЕГРП, содержащую сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении общества с ограниченной ответственностью "Барабинские мясопродукты".
В кассационной жалобе Управление ФРС по Новосибирской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить по основаниям, указанным в кассационной жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу от временного управляющего не поступил до начала судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Новосибирской области 06.12.2002 принято решение о регистрации и внесении в единый государственный реестр юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "Барабинские мясопродукты".
Определением от 21.10.2008 Арбитражного суда Омской области в отношении Общества была введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Л. А.Э., которой в целях осуществления своих обязанностей 13.02.2009 был направлен запрос в Управление ФРС по Новосибирской области о предоставлении информации из ЕГРП, содержащей сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его обременениях в отношении должника (Общества).
Письмом от 18.02.2009 исх. N 01-16-534/09 Управлением ФРС по Новосибирской области было отказано временному управляющему в предоставлении запрашиваемой информации.
При этом Управление ФРС по Новосибирской области в своем письме, отказывая в предоставлении временному управляющему запрашиваемых сведений, ссылалось на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ), исходило из следующего:
-исходя из пункта 1 статьи 7 Закона N 122-ФЗ, для предоставления информации необходима явка в регистрирующий орган лица, подавшего заявление, возможность направления заявления по почте вышеуказанным Законом не предусмотрено;
-в силу пункта 1 статьи 8 Закона N 122-ФЗ информация о зарегистрированных правах предоставляется за плату, тогда как подтверждающих документов внесения данной платы заявителем не представлено;
-в силу пункта 3 статьи 7 данного закона заявитель не подпадает под категорию лиц, которые могут получать сведения из ЕГРП о зарегистрированных правах отдельного лица на объекты недвижимости
Полагая, что данный отказ препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего, заявитель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные временным управляющим требования, проанализировав положения статей 24, 65, 66, 67, 70 Закона N 127-ФЗ, статей 7, 8 Закона N 122-ФЗ, пункты 2, 3, 4 Временных правил проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 и Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367, пришли к выводу, что у временного управляющего имелись полномочия на обращение с соответствующим запросом в данный государственный орган, поскольку данный запрос касается сведений о наличии зарегистрированных за должником прав на недвижимое имущество. Отказ Управления ФРС по Новосибирской области препятствует реализации арбитражному управляющему возложенных на него обязанностей при проведении процедуры банкротства.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных судами обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставить сведения, содержащиеся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Из положений пункта 1 статьи 8 вышеуказанного Закона следует, что информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости и указанная в пункте 6 статьи 7 данного Закона статистическая информация предоставляется за плату, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что временный управляющий должника направил запрос от 13.02.2009 в Управление ФРС по Новосибирской области о предоставлении сведений о зарегистрированных правах в отношении должника на недвижимое имущество и его обременение (выписки из ЕГРП).
Отказ Управления ФРС по Новосибирской области в предоставлении сведений мотивирован только ссылкой на предоставление такой информации при соблюдении порядка и условий, установленных Законом N 122-ФЗ.
Действительно, сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащиеся в Едином государственном реестре, не носят полностью открытый характер. Закон не предусматривает конкретных оснований для отказа заявителю в предоставлении запрошенной информации о зарегистрированных правах.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 7 Закона N 122-ФЗ установлено, что сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничении (обременениях) обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном порядке только перечисленной в данном пункте категории лиц, в том числе самим правообладателям или их законным представителями.
Признавая отказ Управления ФРС по Новосибирской области незаконным, арбитражные суды указали на то обстоятельство, что запрос временного управляющего касался только выдачи сведений о наличии зарегистрированного за должником права на недвижимое имущество, а также возможных обременениях данного имущества.
При этом, признав наличие у временного управляющего полномочий на обращение с соответствующим запросом, арбитражные суды обоснованно исходили из положений статей 24, 66, 67, 70 Закона N 127-ФЗ, пунктов 2, 3, 4 Временных правил проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855, Правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367, в соответствии с которыми в обязанность временного управляющего входит анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, предполагающее исследование перечня имущества должника и обязывающего временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать данные сведения у государственных органов, обладающих соответствующей информацией и которые обязаны представлять указанные сведения заявителю без взимания платы.
Пунктом 1 статьи 66 Закона N 127-ФЗ (в редакции Закона, действующего до 30.12.2008) предусмотрено право временного управляющего получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ пункт 2 статьи 66 Закона N 127-ФЗ дополнен новым абзацем, в соответствии с которым сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Исходя из даты обращения временного управляющего с запросом в Управление ФРС по Новосибирской области, и представление в регистрирующий орган определения суда, выписки из ЕГРЮЛ, позволяющих идентифицировать лицо, обратившееся за получением сведений, правомерным является вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанции о том, что отказ Управления ФРС по Новосибирской области в предоставлении заявителю сведений из ЕГРП, изложенный в письме от 18.02.2009 за N 01-16-534/09 является незаконным, противоречит действующему законодательству и препятствует реализации временным управляющим возложенных на него законодательством обязанностей при проведении процедуры банкротства.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Управления ФРС по Новосибирской области направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы арбитражными судами и получили соответствующую правовую оценку.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции переоценка установленных судами обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.06.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7156/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2009 г. N Ф04-7928/2009 по делу N А45-7156/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании