Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 декабря 2009 г. N Ф04-8342/2009 по делу N А46-14791/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория", г. Омск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области, г. Омск, (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2009 N 52-09/418 привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2009 (судья И.М. С.) удовлетворил заявленные Обществом требования. Арбитражный суд исходил из отсутствия вины в действиях Общества и малозначительности административного правонарушения.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 решение арбитражного суда отменено и принят новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вина Общества в совершении административного правонарушения доказана, а для признания совершенного административного правонарушения малозначительным оснований не имеется.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции, указывая, что административное правонарушение совершено не умышленно, а вследствие одностороннего изменения обслуживающим банком условий обслуживания, т.е. при наличии вины уполномоченного банка.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Обществом и компанией "SafeTransInternational ColLtd" (Китай) 04.04.2006 заключен контракт N 520/01 на приобретение товара на общую сумму 300 000 $ США.
По данному контракту в уполномоченном банке Общество в мае 2006 года оформило паспорт сделки N 06050003/2275/0043/2/0.
Согласно грузовой таможенной декларации N 10610050/260508/0006456 на территорию Российской Федерации ввезен товар на сумму 14 806 $ США.
Общество 21.10.2008 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.
Управление 10.06.2009 составило протокол об административном правонарушении N 52-09/418 и вынесло постановление от 30.06.2009 N 52-09/418 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением от 30.06.2009 N 52-09/418, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статье 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральным Банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Реализуя свои полномочия, Центральный Банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положение от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами и уполномоченными банками, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом, в срок не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившим в силу с 27.01.2008.
Пунктами 1.2 и 1.3 Указания Центрального Банка России от 10.12.2007 N 1950-У справка о поступлении валюты Российской Федерации и справка о подтверждающих документах включены в состав данной категории документов.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение контракта от 04.04.2006 N 520/01 Общество 14.05.2008 осуществило ввоз товаров. Документы, подтверждающие ввоз товаров и справку о подтверждающих документах представило в уполномоченный банк 21.10.2008.
Обязанность по представлению в уполномоченный банк документов Общество должно было исполнить не позднее 15.07.2008. Фактически Общество предъявило документы, указанные в пункте 2.2 Положения N 258-П, лишь 21.10.2008.
С учетом исследованных обстоятельств дела и норм действующего законодательства Восьмой арбитражный апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что на резидента возложена обязанность представлять документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации, и справки о подтверждающих документах, а не на иных лиц.
Общество не проявило должной осмотрительности и не приняло всех возможных мер по соблюдению правил и норм валютного законодательства, не представило в уполномоченный банк в установленный срок справку о подтверждающих документах и документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Восьмой арбитражный апелляционный суд правомерно отклонил выводы арбитражного суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества вины.
На основании полно исследованных материалов, положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2008 N 248-О-О, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке данных выводов.
В силу изложенного оснований для отмены принятого по делу постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу N А46-14791/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. N Ф04-8342/2009 по делу N А46-14791/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании