Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 января 2010 г. N Ф04-8448/2009 по делу N А27-11118/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибагропромстройиндустрия" (далее по тексту акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее по тексту контролирующий орган) от 24.06.2009 N 264 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования мотивированы тем, что о времени и месте рассмотрения административного дела акционерное общество не было надлежащим образом извещено. Кроме того, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 23.04.2009 N 09-14/пз-н отменена обязанность ежеквартальной отчетности по аффилированным лицам перед контролирующим органом.
Решением от 24.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области (судья В.Я. Д.) требования акционерного общества удовлетворены, так как внесенные в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее по тексту Положение) изменения улучшили его положение, публичная обязанность по представлению контролирующему органу списка аффилированных лиц в письменной форме отменена. Кроме этого, судом установлено нарушение прав акционерного общества, так как отсутствуют сведения о надлежащем его уведомлении о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением от 12.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований акционерного общества.
В кассационной жалобе акционерное общество просит отменить постановление и оставить в силе решение арбитражного суда Податель жалобы считает, что арбитражным апелляционным судом неправильно истолкована и применена часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущено нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как вывод суда о получении уведомлений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении основан лишь на положениях пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи без ссылки на доказательства, подтверждающие его соблюдение. Кроме этого, суд, установив при рассмотрении дела малозначительность правонарушения, не применил статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу контролирующий орган просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу без удовлетворения. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, акционерным обществом в нарушение требований статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1.1 Положения не представило в срок до 16.02.2009 ежеквартальную отчетность по аффилированным лицам за 4 квартал 2008 года.
Контролирующим органом 15.04.2009 направлено акционерному обществу предписание об устранении допущенного нарушения.
В связи с не устранением нарушения, 13.05.2009 контролирующим органом составлен акт о неисполнении предписания.
На основании материалов проверки исполнения акционерным обществом возложенной на него публичной обязанности 02.06.2009 контролирующим органом составлен протокол об административном правонарушении и 24.06.2009 вынесено постановление N 264 о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считая постановление незаконным, акционерное общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отменяя решение арбитражного суда, и отказывая акционерному обществу в удовлетворении его требований, арбитражный апелляционный суд исходил из того, что обязанность по раскрытию списков аффилированных лиц не отменена, а изменен лишь порядок раскрытия указанной информации. Вывод арбитражного суда об имеющихся сомнениях в получении акционерным обществом документов о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, признан не соответствующим обстоятельствам дела.
Кассационная инстанция, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение арбитражного суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
В соответствии с подпунктом 8.1.1. пункта 8.1 Положения, в редакции, действующей до внесения изменений, все открытые акционерные общества обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Согласно пунктам 8.5.1 - 8.5.3 Положения акционерное общество обязано было раскрыть информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц, который должен быть составлен по форме согласно приложению 24 к настоящему Положению и содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. Акционерное общество обязано было представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Список аффилированных лиц, представляемый акционерным обществом в регистрирующий орган, должен быть представлен в письменной форме и подписан уполномоченным лицом акционерного общества, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.
Арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что в установленный законом срок и в установленной форме сведения об аффилированных лицах акционерным обществом представлены не были, в связи с чем, ему было направлено 15.04.2009 предписание об устранении допущенного нарушения.
За невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 23.04.2009 N 09-14/пз-н внесены изменения в пункт 8.5 Положения, обязанность представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц в письменной форме не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала исключена.
Исходя из анализа указанных выше норм права, у общества с 01.07.2009 (момента вступления в законную силу изменений пункта 8.5 Положения) отсутствует обязанность представлять список аффилированных лиц в письменной форме, следовательно неисполнение предписания о его представлении исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что редакция указанной нормы права, исключает событие административного правонарушения, соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 1 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" из которого следует, что в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При принятии решения, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление контролирующего органа не исполнено, а на момент рассмотрения дела в суде в соответствии с изменениями законодательства неисполнение обществом предписания административным правонарушением не признается.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Постановление от 12.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11118/2009 отменить. Оставить в силе решение от 24.08.2009 Арбитражного суда Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2010 г. N Ф04-8448/2009 по делу N А27-11118/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании