Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 января 2010 г. N Ф04-7714/2009 по делу N А45-13557/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Центр" (далее - ООО "Сибирь-Центр", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 25.03.2009 N 15-13/02/19 "О принятии обеспечительных мер, направленных на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 28.07.2009 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения суда в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Считает, что налоговым органом соблюдены условия принятия обеспечительных мер, установленные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, не нарушена последовательность при осуществлении запрета на отчуждение имущества.
Просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от Общества в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибирь-Центр", по результатам которой принято решение от 19.03.2009 N 15-13/02/19 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
25.03.2009 начальник Инспекции, рассмотрев обстоятельства, связанные с возможностью исполнения указанного решения и установив, что сумма недоимки, пеней и штрафов составляет 6 338 333 руб., при этом по данным бухгалтерского баланса налогоплательщика по состоянию на 30.09.2008 основные средства Общества составили сумму 3 198 000 руб., готовой продукции - 31 982 000 руб., руководствуясь пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, принял решение N 15-13/02/19 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в отношении основных средств на сумму 1 198 000 руб. и готовой продукции (товаров для перепродажи) в сумме 3 140 000 руб.
Полагая, что указанное решение противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа не обосновано наличием доказательств, подтверждающих невозможность в случае непринятия обеспечительных мер исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскания недоимки, пеней и штрафов.
Кассационная инстанция, поддерживая арбитражный суд первой инстанции, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Данным пунктом установлено, что обеспечительными мерами могут быть:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обеспечительные меры, в том числе в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, как ограничивающие хозяйственную самостоятельность налогоплательщика, принимаются только в том случае, если у налогового органа после вынесения решений, перечисленных в данной норме Кодекса, имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем их исполнение.
Таким образом, решение о принятии обеспечительных мер, как и любое другое решение налогового органа, должно отвечать установленным налоговым законодательством принципам обоснованности, мотивированности и законности, поскольку данное решение затрагивает права и законные интересы налогоплательщика.
Судом установлено, что основанием для принятия налоговым органом обеспечительных мер явилось наличие решения о взыскании с Общества недоимки, пеней и штрафа.
Вместе с тем, указанное обстоятельство, само по себе, не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем его исполнения.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого решения закону возложена на орган или лицо, которые приняли это решение.
Принимая обеспечительные меры, налоговый орган в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о взыскании штрафных санкций, доначисленных налогов (сборов) и пени.
В оспариваемом решении о принятии обеспечительных мер не отражено, что при его принятии налоговым органом исследовались обстоятельства, связанные с тем, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о привлечении Общества к налоговой ответственности и взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в этом решении, а также обстоятельства отсутствия возможности последовательного применения обеспечительных мер в отношении отдельных групп имущества, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствуют в решении налогового органа и ссылки на надлежащие доказательства, подтверждающие такие обстоятельства.
Бухгалтерский баланс налогоплательщика по состоянию на 30.09.2008, на который ссылается налоговый орган, был предметом исследования арбитражного суда, который обоснованно его не принял в качестве доказательства, указав, что он составлен на 30.09.2008, тогда как решение по результатам проверки принято 19.03.2009 и подлежит исполнению после 19.03.2009. Кроме того, как правильно указал суд, данные бухгалтерского баланса, сами по себе, не могут свидетельствовать о невозможности исполнения решения налогового органа, принятого по результатам проверки.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности оспариваемого решения налогового органа, является правильным.
Налоговым органом в кассационной жалобе не указаны конкретные нормы материального или процессуального права, которые были нарушены Арбитражным судом Новосибирской области при разрешении спора по существу, равно как и не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводы.
Нарушений норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.07.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13557/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Из положений п. 10 ст. 101 НК РФ следует, что обеспечительные меры, в том числе в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, принимаются только в том случае, если у налогового органа после вынесения решений, перечисленных в ст. 101 НК РФ, имеются достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем их исполнение.
По мнению налогового органа, им соблюдены условия принятия обеспечительных мер, установленные п. 10 ст. 101 НК РФ, не нарушена последовательность при осуществлении запрета на отчуждение имущества. При принятии решения ИФНС исходила также из сведений, содержащихся в бухгалтерском балансе общества.
Однако, суд пришел к выводу, что позиция налогового органа неправомерна.
Суд указал, что в оспариваемом решении о принятии обеспечительных мер не отражено, что при его принятии налоговым органом исследовались обстоятельства, связанные с тем, что непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа.
По мнению суда, наличие решения о взыскании само по себе не свидетельствует о невозможности или затруднительности в будущем его исполнения.
Что касается бухгалтерского баланса, то он представлен по состоянию на 30.09.2008, тогда как решение по результатам проверки принято 19.03.2009 и подлежит исполнению после 19.03.2009. Кроме того, как указал суд, данные бухгалтерского баланса, сами по себе, не могут свидетельствовать о невозможности исполнения решения налогового органа, принятого по результатам проверки.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2010 г. N Ф04-7714/2009 по делу N А45-13557/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании