Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 января 2010 г. по делу N А70-4582/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Связьтранснефть" в лице филиала "Западно-Сибирское производственно-техническое управление связи" (далее - ОАО "Связьтранснефть") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент), выразившихся в отказе передать в собственность заявителя земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821 и об обязании подготовить проект договора и заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821, общей площадью 22 629 квадратных метров, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49.
Решением от 13.07.2009 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе передать в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821 и обязал Департамент рассмотреть заявление ОАО "Связьтранснефть" от 23.03.2009 N 03-05/875 в месячный срок в установленном порядке.
Постановлением от 14.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 13.07.2009 изменено и изложено в следующей редакции: "Заявление ОАО "Связьтранснефть" удовлетворить. Признать незаконными действия Департамента, выразившиеся в отказе ОАО "Связьтранснефть" передать в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. Обязать Департамент в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821, общей площадью 22 629 квадратных метров, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, и направить данный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821, общей площадью 22 629 квадратных метров, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, ОАО "Связьтранснефть".
В кассационной жалобе Департамент просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает, что судом при принятии судебных актов нарушены нормы материального права.
По его мнению, суд неправильно истолковал статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департамент указывает на то, что факт возведения самовольных построек именно заявителем не подтвержден материалами дела, а значит, может быть нарушено исключительное право правообладателя построек на приобретение прав на земельный участок.
Представитель Департамента в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Связьтранснефть" в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что эксплуатационно-технической конторе связи Тюменской области выдан государственный акт на право постоянного пользования 1, 9 гектара земли от 19.07.1974.
На основании приказа Министерства нефтяной промышленности от 30.03.1984 N 196 Тюменская эксплуатационная контора связи переименована в Западно-Сибирское производственное управление связи.
Заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 30.04.1992 утвержден устав Производственного объединения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, принятый на конференции представителей трудовых коллективов 12.03.1992, в соответствии с приложением к которому Западно-Сибирское государственно-техническое управление связи является структурной единицей, входящей в состав объединения.
Распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 01.09.1994 Производственное объединение связи (г. Москва) преобразовано в акционерное общество закрытого типа "Связь объектов транспорта и добычи нефти" - ОАО "Связьтранснефть.
Между Тюменской городской администрацией (арендодатель) и филиалом АО "Связьтранснефть" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.04.1996, в соответствии с условиями которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 2, 3268 гектара, очерченный черным цветом на ситуационном плане.
Земельный участок, площадью 22 639 (+/-) 53 квадратных метров, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 72:23:0105001:821.
На указанном земельном участке расположены здания, строения и сооружения, перешедшие в собственность в порядке приватизации, а также здания, строения и сооружения, которые в пообъектном перечне отсутствуют.
ОАО "Связьтранснефть" обратилось в Департамент с заявлением от 23.03.2009 N 090323054 о предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821, расположенного по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов Труда, 49.
Департамент в письме от 24.03.2009 N 090324011/15 сообщил ОАО "Связьтранснефть" о том, что согласно плану границ земельного участка от 31.03.2008, инвентарному плану участка от 23.01.2008 на испрашиваемом земельном участке расположены следующие здания, сооружения: нежилое строение, литера А по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49; нежилое строение, обозначенное на плане литер А 7, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 1; нежилое строение, литер А 3, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 2; нежилое строение, литер А 2, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 3; нежилое строение, литер А 1, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49,строение 4; нежилое строение, литер А 8, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 5; нежилое строение, литер А 9, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 6; нежилое строение, литер А 10, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 7; нежилое строение, литер А 11, по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, строение 8.
Часть указанных строений были приобретены ОАО "Связьтранснефть" путем приватизации, остальные объекты возведены самовольно (поскольку отсутствуют акты о введении в эксплуатацию), что подтверждается техническими паспортами на строения 2, 3, 7, 8 по улице Ветеранов труда, 49 города Тюмени.
В письме Департамент также указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, расположенный по адресу: город Тюмень, улица Ветеранов труда, 49, может быть предоставлен в собственность, только при условии представления Департаменту правоустанавливающих документов на все строения, расположенные на земельном участке.
ОАО "Связьтранснефть" направило Департаменту заявление о предоставлении мотивированного отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, по цене равной 2,5 процентам от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по улице Ветеранов труда, 49, в городе Тюмени.
Департамент письмом от 17.04.2009 N 3937/08-3 на данное заявление сообщил ОАО "Связьтранснефть", что в письме от 24.03.2009 N 090324011 четко и обоснованно изложены основания предоставления земельного участка в собственность за плату.
ОАО "Связьтранснефть", считая письмо Департамента от 24.03.2009 N 090324011/15, фактическим отказом в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка и, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд при удовлетворении заявленных требований исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд, изменяя решение в части, конкретизировал способ устранения нарушенных прав и законных интересов ОАО "Связьтранснефть".
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из разъяснений, изложенных в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что постройки были возведены на спорном земельном участке в 1988, 1991, 1993 годах, на момент утверждения плана приватизации, утверждения пообъектного перечня, расположены в границах кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные, поскольку они повторяют доводы апелляционной жалобы и им дана надлежащая правовая оценка апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 14.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4582/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2010 г. по делу N А70-4582/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании