город Омск |
|
14 октября 2009 г. |
Дело N А70-4582/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем МихайловойН.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6141/2009) Департамента имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2009
по делу N А70-4582/2009 (судья Минеев О.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Связьтранснефть" (далее - ОАО "Связьтранснефть"; Общество) к Департаменту,
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе передать в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821,
об обязании подготовить проект договора и заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821 общей площадью 22629 кв.м., расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49,
при участии в судебном заседании:
от Департамента - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от ОАО "Связьтранснефть" - Белозерова С.А. по доверенности от 25.12.2008 N 575, действительной до 31.12.2009 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Связьтранснефть" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту, в котором просило:
- признать незаконными действия, выразившиеся в отказе передать в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821;
- обязать подготовить проект договора и заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821 общей площадью 22629 кв.м., расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2009 требования Общества удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции, сославшись на абзац первый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", указал на наличие у заявителя права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:82.
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно: статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
ОАО "Связьтранснефть" в письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамента, просило решение суда первой инстанции изменить.
Общество выразило несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом заявление ОАО "Связьтранснефть" не рассматривалось.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Эксплуатационно-технической конторе связи Тюменской области выдан государственный акт на право постоянного пользования 1,9 гектаров земли от 19.07.1974 (т.2 л.д. 18-21).
На основании приказа Министерства нефтяной промышленности от 30.03.1984 N 196 Тюменская эксплуатационная контора связи переименована в Западно-Сибирское производственное управление связи.
30.04.1992 заместителем Министра топлива и энергетики РФ утвержден устав государственного предприятия - Производственного объединения Министерства топлива и энергетики РФ, принятый на конференции представителей трудовых коллективов 12.03.1992.
Согласно приложению к уставу Западно-Сибирское государственно-техническое управление связи является структурной единицей, входящей в состав объединения.
01.09.1994 распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом Производственное объединение связи (г. Москва) преобразовано в акционерное общество закрытого типа "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (сокращенное наименование юридического лица на основании свидетельства 77 N 008135674 - ОАО "Связьтранснефть).
01.04.1996 между Тюменской городской администрацией (Арендодатель) и филиалом АО "Связьтранснефть" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка (т.1 л.д. 24-30).
Согласно указанному договору Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2, 3268 гектаров, очерченный черным цветом на ситуационном плане.
Земельный участок, площадью 22639 (+/-) 53 кв.м., расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0105001:821.
На указанном земельном участке расположены здания, строения и сооружения, перешедшие в собственность Общества в порядке приватизации, а также здания, строения и сооружения, которые в пообъектом перечне отсутствуют.
23.03.2009 в адрес Департамента поступило заявление ОАО "Связьтранснефть" N 090323054, в котором Общество просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов Труда, 49.
Письмом от 24.03.2009 N 090324011/15 заинтересованное лицо сообщило, что согласно плану границ земельного участка от 31.03.2008, инвентарному плану участка от 23.01.2008 на испрашиваемом земельном участке расположены следующие здания, сооружения:
- нежилое строение, литера А по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49;
- нежилое строение, обозначенное на плане литер А7, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение 1;
- нежилое строение, литер А3, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение2;
- нежилое строение, литер А2, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение3;
- нежилое строение, литер А1, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение4;
- нежилое строение, литер А8, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение 5;
- нежилое строение, литер А9, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение 6;
- нежилое строение, литер 10, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение 7;
- нежилое строение, литер А11, по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, строение 8.
Часть указанных строений были приобретены ОАО "Связьтранснефть" путем приватизации, остальные объекты возведены самовольно (поскольку отсутствуют акты о введении в эксплуатацию), что подтверждается техническими паспортами на строения 2, 3, 7, 8 по ул. Ветеранов труда г. Тюмени.
В названном письме Департамент указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, может быть предоставлен в собственность, только при условии представления Департаменту правоустанавливающих документов на все строения, расположенные на земельном участке.
ОАО "Связьтранснефть" в адрес Департамента было направлено заявление о предоставлении мотивированного отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, по цене равной 2,5 процентам от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по ул. Ветеранов труда, 49, в г. Тюмени.
17.04.2009 Департамент письмом N 3937/08-3 на указанное заявление Общества сообщил, что в письме от 24.03.2009 N 090324011 четко и обоснованно изложены основания предоставления земельного участка за плату.
ОАО "Связьтранснефть", считая письмо Департамента от 24.03.2009 N 090324011/15, фактическим отказом в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка и, полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
13.07.2009 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его частичного изменения, исходя из следующего.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 2 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Согласно пунктам 5,6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания письма Департамента от 24.03.2009 N 090324011/15 следует, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, может быть предоставлен в собственность Обществу при условии представления правоустанавливающих документов на все строения, расположенные на земельном участке, в том числе на самовольные строения 2, 3, 7, 8.
Судом первой инстанции установлено и из имеющихся в материалах дела документов следует, что на вышеуказанном земельном участке расположены здания, строения и сооружения, поименованные в пообъектом перечне имущества, передаваемого в уставной капитал Общества на основании распоряжения Министерства имущественный отношений РФ от 06.02.2002 N 291-р.
Гараж (строение 2, дата постройки - 1993 год), склад (строение 3, дата постройки - 1993 год), арочный склад (строение 7, дата постройки - 1988 год), проходной пункт (строение 8, дата постройки - 1991 год) в пообъектом перечне имущества, передаваемого в уставной капитал Общества, на основании вышеупомянутого распоряжения, отсутствуют.
Однако перечисленные выше постройки были возведены на спорном земельном участке в 1988, 1991, 1993 годах, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах настоящего дела технические паспорта филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" (т.1, л.д. 106, 115, 133, 142), то есть они уже были на момент утверждения плана приватизации распоряжением Госкомимущества России от 01.09.1994 N 2268-р, а также на момент утверждения пообъектного перечня, распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.02.2002 N 291-р.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821 следует, что спорные объекты расположены в его границах.
То обстоятельство, что на испрашиваемом земельном участке находятся самовольно возведенные Обществом строения, сооружения не влияет на обязанность Департамента предоставить заявителю земельный участок, исходя из площади, указанной в кадастровом плане земельного участка.
Выводы суда соответствуют судебно-арбитражной практике, формируемой вышестоящими судебными инстанциями по данной категории споров (см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2009 N Ф04-665/2009 (78-А27-31)).
Департамент в апелляционной жалобе ссылается на то, что он не располагает сведениями о лицах, возводивших самовольные постройки.
Между тем в материалах дела имеются сообщения из Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам (т.2 л.д. 36 - 39) от 17.03.2009, согласно которым записи о регистрации прав на спорные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Какие-либо требования о признании прав на спорные строения к Обществу не предъявлялись.
Таким образом, Департамент, в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств наличия на спорном земельном участке других объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности (или ином праве) иным лицам.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в частности, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции в качестве восстановления способа нарушенного права в резолютивной части решения обязал Департамент рассмотреть заявление Общество от 23.03.2009 N 03-05/875.
Однако судом первой инстанции не учтено, что Департаментом заявление Общества было рассмотрено, по его результатам вынесено оспариваемое письмо от 24.03.2009 "О приостановке действий по заявлению".
В связи с этим арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции, дополнив ее указанием на конкретный способ устранения прав и законных интересов Общества, с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении апелляционной жалобы Департамента имущественных отношений Тюменской области отказать.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.07.2009 по делу N А70-4582/2009 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление открытого акционерного общества "Связьтранснефть" удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Тюменской области, выразившиеся в отказе открытому акционерному обществу "Связьтранснефть" передать в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:0105001:821, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821 общей площадью 22629 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, и направить данный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0105001:821 общей площадью 22629 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ветеранов труда, 49, открытому акционерному обществу "Связьтранснефть".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4582/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Связьтранснефть"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области