Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 января 2010 г. по делу N А75-4182/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Вавилон" (далее - ООО "Вавилон", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (далее - департамент, ответчик) о признании незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в продлении срока проведения согласования акта о выборе земельного участка от 12.09.2008 N 119/08 и обязании его продлить срок проведения согласования акта.
Решением от 29.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, заслушав пояснения представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Восьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 31.07.2008 по делу N А75-5265/2007 обязал Департамент выдать ООО "Вавилон" акт о выборе земельного участка площадью 36 310 кв.м., расположенного в промрайоне 31 Б по ул. 30 лет Победы в г. Сургуте для строительства торгово-спортивного комплекса.
15.09.2008 во исполнение указанного судебного акта ООО "Вавилон" был выдан акт о выборе земельного участка N 119/08 от 12.09.2008 со сроком проведения согласования 120 дней с момента выдачи.
Обществом 16.09.2008 было получено согласование в Комитете по природопользованию и экологии, 12.11.2008 - в ООО "Юграпромтрой", 17.11.2008 - в ЗАО "Астрадан", 31.10.2008 - в территориальном отделе территориального управления Роспотребнадзора.
Департамент городского хозяйства согласовал акт о выборе земельного участка только 15.01.2009 после получения гарантийного письма ООО "Вавилон", обязавшегося откорректировать границы земельного участка вдоль ул. Взлетная посредством выноса границ участка за пределы обочины и откоса действующей автомобильной дороги, не ближе 1 метра от опор существующей линии уличного освещения. До этого момента обществом велась длительная переписка с соответствующими органами.
Поскольку в установленный срок ООО "Вавилон" не смогло согласовать акт о выборе земельного участка, 16.12.2008 в адрес Департамента было направлено письмо о продлении срока согласования акта выбора земельного участка в связи с возникшими трудностями согласования в Департаменте городского хозяйства, к которому были приложены соответствующие письма.
Не получив ответа на заявление, 15.01.2009 ООО "Вавилон" письмом N 108 повторно обратилось к Департаменту с аналогичной просьбой.
Письмом от 20.01.2009 N 14-280/09 (08) Департамент отказал обществу в продлении срока согласования, сославшись на изменения в постановлении Администрации города от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и оформлении прав на них на территории города" от 05.05.2008 N 1359 и от 16.12.2008 N 4652.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В силу пункта 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории города Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируются Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением Администрации г. Сургута N 84 от 27.06.2005 (далее - Порядок).
В соответствии со статьей 4 Порядка акт о выборе выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами. Срок проведения согласования акта о выборе составляет сто двадцать дней с момента его выдачи.
Указанные сроки по мотивированному заявлению могут быть продлены уполномоченным органом, выдавшим акт о выборе, на срок не более двух месяцев. Согласно внесенным в Порядок изменениям от 05.05.2008 N 1359 предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в случаях строительства объектов инженерно - технического обеспечения и транспортной инфраструктуры, осуществляемых за счет средств заинтересованных лиц.
По постановлению Администрации г. Сургута от 16.12.2008 N 4652 "О внесении изменений в постановление Администрации города от 27.06.2005 N 84 "Об утверждении Порядка" сроки согласования могут быть продлены только в отношении земельных участков, выбираемых для строительства объектов инженерно-технического обеспечения и транспортной инфраструктуры.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено, что заявление о выборе земельного участка было подано обществом в Департамент 19.02.2007; 16.12.2008 в адрес ответчика направлено письмо о продлении срока согласования акта выбора земельного участка в связи с возникшими трудностями согласования в Департаменте городского хозяйства, к которому были приложены соответствующие письма; 15.01.2009 истец повторно обратился к ответчику с заявлением о продлении срока согласования акта выбора земельного участка, поскольку на заявление от 16.12.2008 ответ не был получен.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа в продлении срока проведения согласования акта о выборе земельного участка от 12.09.2008 N 119/08.
При этом суды правомерно учитывали, что до опубликования изменений в Порядок от 16.12.2008, соответственно, до вступления их в законную силу, истцом было подано мотивированное заявление о продлении срока, на которое в установленный срок департаментом не был дан ответ.
Также судами учтено и то, что в период действия срока согласования, обществом велась длительная переписка с соответствующими органами; отсутствие вины общества в необоснованном затягивании согласования акта о выборе земельного участка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов относительно установленных по делу обстоятельств.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 22.09.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4182/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2010 г. по делу N А75-4182/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании