Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2010 г. по делу N А46-14251/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛВЗ "ОША" (далее - ООО "ЛВЗ "Оша", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление) о признаний действий по внесению в государственный кадастр недвижимости экономических характеристик - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 06:0460 в размере 185 528 934 рублей, земельного участка с кадастровым номером 55:36 17 01 16:0060 в размере 94 149 385 рублей, земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0040 в размере 115090892 рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 12:0058 в размере 113018880 рублей, совершенных 01.01.2008, незаконными и обязании исключить их из государственного кадастра недвижимости.
Решением от 19.08.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "ЛВЗ "ОША" просит отменить постановление от 28.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что постановление арбитражного апелляционного суда основано на неправильном применении норм материального и процессуального права, поскольку обществом не был пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество узнало о нарушении прав только после вступления в силу постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-19775/2008. Указывает, что ООО "ЛВЗ "ОША" до настоящего времени не имеет информации по кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статьи 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не ходит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в государственный земельный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков 55:36:04 01 06:0460, 55:36: 17 01 16:0060, а 22.02.2008 в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, включены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами55:36:04 01 12:0040 и 55:36:04 01 12:0058. Заявитель полагая, что действия государственного органа по внесению в государственный кадастр объектов недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не утвержденной в установленном порядке уполномоченным органом, нарушило его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска срока ООО "ЛВЗ "ОША", предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция, поддерживая арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, исходит из положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельств, установленных судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
На основании статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, связанные с причинами пропуска Обществом срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска срока на обжалование.
Довод заявителя о том, что до настоящего времени ООО "ЛВЗ "ОША" не имеет информации по земельным участкам отклоняется.
Источником информации о кадастровой стоимости земли являются официальный источник средств массовой информации, данные выписок государственного земельного кадастра и иное.
Апелляционный суд правильно указал, что дата официального опубликования в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 N 127 постановления правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П считается датой доведения до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до заявителя. Кроме того, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно учел пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, 22.02.2008 заявитель получил из управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области кадастровые выписки по каждому спорному земельному участку.
При таких обстоятельствах вывод суда о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Учитывая, что пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, арбитражный суд обоснованно, не рассматривая заявление по существу, отказал в удовлетворении требований ООО "ЛВЗ "ОША".
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, соответствующих фактически установленным обстоятельствам дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции является недопустимым.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.12.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14251/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛВЗ "ОША" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2010 г. по делу N А46-14251/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании