Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 декабря 2009 г. по делу N А45-5310/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Флитвуд" (далее - ООО "Флитвуд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.11.2008 г. N 275 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 37 750 руб.
Решением от 02.06.2009 г. Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.09.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Флитвуд" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять новый судебный акт, признав недействительным решение налогового органа от 27.11.2008 г. N 275 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган считает судебные акты законными и обоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2008 года, в соответствии с которой ООО "Флитвуд" было заявлено право на возмещение НДС 13 354 800 руб. по товарам и по услугам, а также заявлено право на применение налоговой ставки 0% по реализации в сумме 105 443 727 руб.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Обществу 14.08.2008 г вручено требование от 12.08.2008 г. N 740. Данное требование состояло из 21 пункта. Обществу предлагалось предоставить в 10-дневный срок со дня получения дополнительные документы, в том числе оригиналы ГГД, ТТН, документы, подтверждающие факт реальной перевозки ТМЦ от грузополучателя в адрес комиссионеров и от комиссионеров до границы Российской Федерации, фактическое принятие товара на склад, а при отсутствии таких документов - соответствующую пояснительную от руководителя (л.д. 33 т. 1). В оспариваемом решении налогового органа указано, что требование 14.08.2008 г. получено лично руководителем Общества. Данный факт Общество не оспаривает.
Общество 29.09.2008 г. направило истребованные документы в количестве 775 штук (л.д. 37, 38 т. 1).
В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок налоговый орган решением от 27.11.2008 г. N 275 привлек ООО "Флитвуд" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление документов в количестве 755 штук в виде штрафа в размере 37 750 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что налоговый орган вправе затребовать от Общества документы, подтверждающие факт реальности хозяйственных операций, а также указали, что оспариваемое решение содержит описание состава правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшие по делу судебные акты, исходит из материалов дела и следующих норм материального права.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что налоговый орган не вправе истребовать грузо-сопроводительные документы для подтверждения правильности применения налоговых вычетов, в том числе дополнительные; требование не содержало конкретного перечня необходимых документов; затребованные грузо-сопроводительные документы по перевозке ТМЦ от грузоотправителя в адрес комиссионера и от комиссионера до границы не являются документами, подтверждающими право на налоговый вычет по НДС; в требовании не было прямо указано о предоставлении ТТН. По мнению Общества требование должно содержать четкий перечень документов, в том числе их наименование.
Арбитражные суды на основании пункта 8 статьи 88, статей 93, 172, 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" пришли к выводу о праве налогового органа истребовать от налогоплательщика документы, подтверждающие факт реальности хозяйственных операций.
Суд кассационной инстанции поддерживает позицию арбитражных судов по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностные лица, проводившие налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу требования о представлении документов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.01.2007 г. N 10963/06, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике.
Кроме того, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 15311/06, обязанность представить в налоговый орган документы, возникает у налогоплательщика при направлении ему налоговым органом соответствующего требования.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьями 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации правомерность налоговых вычетов и применения налоговой ставки 0 процентов.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что, поскольку в ходе исследования правомерности налоговых вычетов по НДС налоговым органом было установлено, что в представленных Обществом документах имеются несоответствия и противоречия, а именно несоответствия в части приобретения пиломатериала у поставщика и в части доставки пиломатериала комиссионеру (доставка комиссионеру предшествовала приобретению пиломатериала), следовательно, у налогового органа имелось право затребовать у Общества грузо-сопроводительные документы, подтверждающие факт реальной перевозки ТМЦ от грузоотправителя в адрес комиссионеров и от комиссионеров до границы Российской федерации.
Выводы судов обеих инстанций в указанной части являются правильными, соответственно доводы кассатора об отсутствии у налогового органа права требовать представления грузо-сопроводительных документов отклоняется.
Факт нарушения срока предоставления документов не оспаривается Обществом.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу повторяющие доводы апелляционной жалобы, оценивались судом и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о допущенной по делу судебной ошибке.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства Инспекции и Общества были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи и сделан правильный вывод о правомерности принятия решения налогового органа.
При изложенных обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.06.2009 г. Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.09.2009 г. Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5310/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2009 г. по делу N А45-5310/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании